Марина Вагнер
Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вагнер М. Ю. и Кошелева Л. Ю. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования)
В настоящее время наблюдается деградация и подчас исчезновение самой потребности в высокой культуре или отношение к ней как к культуре развлекательной. Существует прямая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом. Кризис духовной культуры, ведущей к эмоциональной бедности ее носителей, влечет за собой этическую неразвитость людей. Трудно ждать ответственного поведения от духовно опустошенного и эмоционально ограниченного человека.
Публикация «Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического развития детей дошкольного возраста как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого старшем дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, в том числе и предметов прикладного искусства, создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Красота и все с ней связанное занимает большое место в жизни каждого человека. Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Для достижения высокого уровня эстетического развития старших дошкольников требуется проведение педагогами целенаправленной учебно-воспитательной работы, включающей теоретические и практические занятия искусством. Ответственность за планирование, организацию и результаты этих занятия с детьми, как правило, ложится на дошкольные образовательные учреждения. Именно в процессе посещения детского сада ребенок может приобретать навыки культурного общения, развивать художественный вкус, формировать разнообразные гуманитарные и естественнонаучные знания, накапливать образные представления, формирующие творческий потенциал и общую эстетическую культуру личности. Однако во многих детских садах педагогические коллективы не укомплектованы специалистами в сфере искусства. В большинстве дошкольных образовательных учреждений по-прежнему практикуется организация занятий художественно-эстетического цикла, характеризующаяся отсутствием интегрированных компонентов содержания, авторитарными формами педагогического воздействия, ограниченным внедрением самостоятельных и коллективно-импровизационных видов деятельности.
Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, ребенку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов [1]. Организация этого пути для детей в разные возрастные периоды – главная задача воспитателей дошкольных учреждений. Эффективность реализации данной задачи зависит от того, какие способы выбраны для оптимального воздействия на сознание ребенка.
Интеграция – означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей системы в целое. В педагогике интеграция означает сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга. [2]. Интеграция определяется как взаимопроникновение, взаимодействие различных видов искусства, различных видов деятельности. Так, Т. Рогаткина полагает, что обобщение звуков, цветов, движений, ритма в единый эмоциональный фон свойственно природе самого ребенка, поэтому интеграция воспринимается им как наиболее естественный процесс познания [3]. О. Петракова настаивает на необходимости интегрированных занятий на основе взаимодействия трех видов искусств (музыки, литературы, изобразительного искусства) для научения детей умению «видеть музыку и слышать живопись» [4, с. 2]. Т. С. Комарова в своей исследовательской работе показывает, что интеграция в области эстетического развития дает возможность обогатить содержание детского творчества через пересечение искусства с самостоятельной художественно-творческой деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Она дает пояснение о дифференциации комплексных и интегративных занятий. Т. С. Комарова утверждает, что интеграция является системообразующим фактором процесса обучения детей и развития их творчества. Это подразумевает тесную взаимосвязь всех разделов воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду [5].
Таким образом, интегрированные занятия предоставляют детям возможность заниматься разнообразными художественными видами деятельности и способствуют удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а, следовательно, формированию эстетической воспитанности. На интегрированных занятиях старшие дошкольники приобретают представления о выразительных средствах художественного слова, музыки и изобразительного искусства, воплощают практически свои впечатления в собственном творчестве, в самостоятельной деятельности во взаимодействии с педагогами и родителями.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Митуликина, А. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности / А. А. Митуликина // Вестник Академии знаний. – 2016. - № 17 (2). – С. 64 – 71.
2. Кузнецова, Г. В. Развитие образной выразительности / Г. В. Кузнецова // Музыкальный руководитель. – 2012. – № 3. – С. 2 – 6.
3. Рогаткина, Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики / Т. Рогаткина // Музыкальный руководитель. – 2006. – № 5. – С. 7 – 15.
4. Петракова, О. Музыка звучит в рисунках / О. Петракова // Музыкальный руководитель. – 2005. – № 4. – С. 2 – 4.
5. Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.
6.