Оксана Луцик
Организация здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении и семье
▼ Скачать + Заказать документы
Ж. Ж. Руссо
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание и развитие здорового ребенка.
Публикация «Организация здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении и семье» размещена в разделах
Анализ заболеваемости показывает достаточно высокий уровень распространённости хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний.
Деятельность детей сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам. Поэтому при участии в ней фактор здоровья играет одну из ведущих ролей. Таким образом, здоровье воспитанников является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении заданного уровня образованности, соответствующего ФГОС. И именно поэтому для педагогов приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, обобщение и распространение опыта, создания здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки», так как детский сад посещают дети с ослабленным иммунитетом. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и возможностей. Прежде всего здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микроклимата, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Однако мы можем констатировать явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании и укреплении здоровья детей. С этой позиции более полноценное физическое развитие и оздоровление детей возможно при сотрудничестве семьи и детского сада, как двух основных социальных структур, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. Однако, важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием является установление доверительно делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Всё это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.
Основной целью и результатом здоровьесберегающего пространства МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки» является разработка согласованных, прогнозируемых мер, обеспечивающих стабилизацию и сохранение здоровья личности ребенка, сформированность у него навыков здорового образа жизни и культуры здоровья, а именно воспитание физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка через создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» и через приобщение родителей к здоровому образу жизни.
Для достижения конечного результата здоровьесберегающей деятельности МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки» в соответствии со своей образовательной программой ставит перед собой следующие задачи:
1. Создать материально-техническую базу, способствующую психическому и физическому здоровью :
1.1. Условия для эмоционального благополучия всех субъектов воспитания: ребенок – воспитатель, ребенок – ребенок, ребенок – родитель, воспитатель – родитель.
1.2. Систему программного обеспечения для каждой возрастной группы со здоровьесберегающей направленностью.
1.3. Модель физкультурно-оздоровительной работы.
2. Обеспечить кадровую поддержку осуществления системы здоровьесбережения участников образовательных отношений.
3. Разработать и внедрить программу по взаимодействию ДОУ с семьей через систему мероприятий по педагогическому, психологическому и валеологическому просвещению семьи.
4. Создать медико-педагогические условия для формирования единой системы сохранения и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Обеспечить организационно-педагогические условия инновационной здоровьесберегающей деятельности в МАДОУ.
6. Формировать здоровый образ жизни у всех участников образования. Воспитывать у воспитанников бережное отношение к себе и своему здоровью.
7. Формировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры.
8. Формировать культуру поведения и культуру общения.
9. Развивать у детей дошкольного возраста модели поведения, мотивации и установок, которые соответствуют общечеловеческим ценностям.
10. Мотивация воспитанников и родителей (законных представителей) на здоровый образ жизни.
11. Координация действий детского сада и семьи в организации различных форм работы по формированию здоровьесберегающего пространства.
12. Разработать критерии и систему отслеживания результатов состояния здоровья воспитанников (мониторинг).
13. Совершенствовать управленческое сопровождение системой здоровьесбережения.
Здоровьесберегающая деятельность МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки» построена на основании программы «Зелёный огонёк здоровья» М. Ю. Картушиной. Программа «Зелёный огонёк здоровья» направлена на формирование у маленького ребёнка интереса к своему личному здоровью, ответственности, внутренней активности.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки» во многом зависит от взаимодействия всех специалистов, педагогов, медицинских работников и родителей. Но этого было бы не достаточно, если бы для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении не были бы созданы следующие условия:
1. Соответствие состояния и содержания зданий и помещений детского сада санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников.
2. Наличие и необходимое оснащение помещений для хранения и приготовления пищи для воспитанников.
3. Организация качественного горячего питания воспитанников.
4. Наличие помещений для медицинского персонала.
5. Спортивный зал, в котором размещено стандартное и нестандартное оборудование, спортинвентарь для занятий, утренней гимнастики, кружковой и коррекционно-оздоровительной работы.
В МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки» большое внимание уделяется санитарно-просветительной работе с родителями.
Определены следующие задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
7. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Консультативная работа (использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки-передвижки и ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки - источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.).
4. Использование Интернет-ресурсов (размещение информации на сайте ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия).
5. Организация индивидуальной и групповой работы.
6. Анкетирования родителей.
7. Участие родителей в конкурсах.
8. Дни открытых дверей.
9. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших, работа группы раннего развития.
10. Показ образовательной деятельности для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
11. Совместная деятельность для детей и родителей.
12. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (медицинской сестры).
13. Организация совместной деятельности.
Педагогам не следует забывать, что все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры, содержание образовательных программ, условия, в которых происходит образовательный процесс, и т. д., – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья воспитанников. И только если забота о здоровье является одним из приоритетных направлений для всего педагогического коллектива и строится на профессиональной основе, можно говорить о реализации в образовательном учреждении здоровьесберегающей педагогики. Если же эти вопросы игнорируются по сути, т. е., если отсутствует целенаправленная организованная работа по охране здоровья воспитанников и педагогов, не проводится формирование и укрепление здоровья детей, то разрушение здоровья, причем всех субъектов образовательного процесса, неизбежно.