Елена Шачкова
Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе
традиций русского народа»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа“» размещена в разделах
Культура каждого народа не застывшее, а яркое и живое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть стерты современной массовой культурой.
Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей, в том числе и на основе ознакомления их с традициями и культурой русского народа.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни. Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Теоретическая база опыта.
Теоретической базой опыта использовались следующие нормативные документы, методические разработки и технологии:
1. Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Кисилева Л. С Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.
3. Конвенция о правах ребенка
4. Концепция дошкольного воспитания.
5. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под ред. Бурляева О. В. Саранск: морд. кн. издательство, 2011, -104с.
6. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В. А., Меньшиков В. М--- Курск.
7. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева (2001г.)
8. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки. - М: ТЦ Сфера, 2014.
Новизна. Педагогический опыт ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОО программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Методы реализации проекта:
С начала учебного года в группе ежедневно ведется работа по ознакомлению дошкольников с народным календарем, обрядовыми и государственными праздниками. Каждый день во время утреннего сбора группы мы с детьми работаем с календарем, во время этой работы происходит систематическое закрепление дней недели, месяца, и дети знакомятся с праздником, который отмечается в этот день, народными приметами, именинниками дня. Мы знакомимся с названием праздника, обсуждаем, почему у него такое название, с чем это связано (изменения в природе, в трудовых действиях людей). После этого обсуждаем, как мы можем отметить этот праздник, что можно сделать в разных центрах.
В ходе проектной деятельности были использованы такие методы и приемы такие как: наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности:ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Результативность опыта.
Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась следующих результатов:
для детей:
- созданы внутренние предпосылки для дальнейшего личностного развития и эмоционального благополучия ребенка;
- пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю;
- сформированы чувства национального достоинства;
для педагогов :
- объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной национальной культуре;
- разработано перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры;
для родителей:
- реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединены в реализации социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создана система социального партнёрства ДОО и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудность в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время заинтересованность родителей в духовно-нравственном воспитании детей очень мала. Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
Литература
1. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий сценарии календарно- обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автор- составитель Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова. -СПб. : «Детство-пресс», 2004.
2. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Бойчук И. А. , - СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт. -сост. : Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. - СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
4. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. - М. : ЦГЛ, 2006. - 160 c.
5. Г. М. Науменко «Сказки о народных праздниках, обрядах и временах года»
6. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье : национальный опыт и региональные особенности : монография / Л. О. Володина; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Вологод. гос. пед. ун-т". – Вологда : ВГПУ, 2010. – 206 с.
6. И. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2008.
7. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.