Папки-передвижки

Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников

Алина Яковлева
Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Человек без родины – это песчинка,

отданная на произвол случайностям

времени и пространства.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников» размещена в разделах

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, – одна из главных задач педагога.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.

Исходя из вышесказанного, в нашем детском саду целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

Работа направлена на решение комплекса задач :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому, воспитание уважения к труду;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– знакомство детей с символами республики Марий Эл (герб, флаг, гимн);

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения, с взрослыми и сверстниками. Таким образом, с воспитанниками используются разнообразные формы работы: чтение художественной литературы, викторины, беседы, рассматривание фото и иллюстраций о родном крае, просмотр видеофильмов.

Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое.

Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем поселке, о людях нашего поселка. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности: рисуют плакаты, организовываем выставки детских рисунков. Мы с детьми побывали на всех улицах поселка, посетили почту, библиотеку, школу искусств, побывали у памятника погибшим воинам. Надо показать ребенку, что родной поселок славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, с растительным и животным миром нашей республики. С красотой родной природы знакомлю детей в ходе образовательной деятельности, беседах, экскурсиях и прогулках. Дети научились различать породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразные виды птиц и рыб. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, подкормка птиц, выращивание цветов и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе с взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлены уголок патриотического воспитания, уголок родного края. В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом, краем: «Государственные символы РМЭ», «Культура и быт народа мари», «Одежда народа мари», «Государственный национальный парк «Марий чодра». В своей работе использую не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). Продолжением данной работы является знакомство детей с другими селами, городами России, со столицей, с гимном, флагом и гербом государства. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п.

Наши родители были участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду. Они активно участвовали в экологических акциях «Птичья столовая», «Украсим землю цветами», в конкурсах на лучшую поделку из природного материала «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», в республиканском конкурсе детских рисунков «В мире финно-угорских сказок», в конкурсе юных чтецов «Книжка-малышка».

При совместной работе с родителями использую такие формы работы как:

– Фотовыставки «Мой любимый поселок», «Самое красивое место в нашем поселке», «Игра и дети», «Мой папа служил в Армии»;

– Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).

Таким образом, ознакомление дошкольников с родным поселком позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного поселка, края, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным поселком, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Библиографический список:

Микляева, Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольни-

ков / Н. В. Микляева. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.

Иванова, Н. Мой сказочный край / Н. Иванова // Дошкольное воспитание. 2015.

№12. С. 91.

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 200 с.

Публикации по теме:

«Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Сегодня мы на.

Национально-региональный компонент в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучение использованию национально-регионального компонента для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников "Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников" Весь мир мой храм Любовь -моя святыня Отечество – вселенное.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлена развитием двух параллельных процессов – усугублением экологической.

Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к.

Доклад «Национально-региональный компонент в работе с дошкольниками» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» г. Сосногорска Доклад по.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Казачий кадетский компонент в ДОО, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами государства, в январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Перспективное планирование работы по приобщению младших дошкольников к основам правового воспитания (региональный компонент) Задачи: Младшая группа (от 3 до 4 лет): • Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. • Продолжать формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников
Опубликовано: 24 октября 2017 в 19:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алина Яковлева (УИ 321781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД