Алина Яковлева
Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Человек без родины – это песчинка,
отданная на произвол случайностям
времени и пространства.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, – одна из главных задач педагога.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.
Исходя из вышесказанного, в нашем детском саду целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
Работа направлена на решение комплекса задач :
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому, воспитание уважения к труду;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– знакомство детей с символами республики Марий Эл (герб, флаг, гимн);
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения, с взрослыми и сверстниками. Таким образом, с воспитанниками используются разнообразные формы работы: чтение художественной литературы, викторины, беседы, рассматривание фото и иллюстраций о родном крае, просмотр видеофильмов.
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое.
Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем поселке, о людях нашего поселка. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности: рисуют плакаты, организовываем выставки детских рисунков. Мы с детьми побывали на всех улицах поселка, посетили почту, библиотеку, школу искусств, побывали у памятника погибшим воинам. Надо показать ребенку, что родной поселок славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, с растительным и животным миром нашей республики. С красотой родной природы знакомлю детей в ходе образовательной деятельности, беседах, экскурсиях и прогулках. Дети научились различать породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразные виды птиц и рыб. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, подкормка птиц, выращивание цветов и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе с взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлены уголок патриотического воспитания, уголок родного края. В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом, краем: «Государственные символы РМЭ», «Культура и быт народа мари», «Одежда народа мари», «Государственный национальный парк «Марий чодра». В своей работе использую не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). Продолжением данной работы является знакомство детей с другими селами, городами России, со столицей, с гимном, флагом и гербом государства. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п.
Наши родители были участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду. Они активно участвовали в экологических акциях «Птичья столовая», «Украсим землю цветами», в конкурсах на лучшую поделку из природного материала «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», в республиканском конкурсе детских рисунков «В мире финно-угорских сказок», в конкурсе юных чтецов «Книжка-малышка».
При совместной работе с родителями использую такие формы работы как:
– Фотовыставки «Мой любимый поселок», «Самое красивое место в нашем поселке», «Игра и дети», «Мой папа служил в Армии»;
– Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).
Таким образом, ознакомление дошкольников с родным поселком позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного поселка, края, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным поселком, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Библиографический список:
Микляева, Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольни-
ков / Н. В. Микляева. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
Иванова, Н. Мой сказочный край / Н. Иванова // Дошкольное воспитание. 2015.
№12. С. 91.
Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 200 с.