Елена Сидорова
Инновационный педагогический опыт «Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия и осанки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта.
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого– педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию. В физическом воспитании большое значение имели народные игры, отражающие быт и культуру.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия и осанки“» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффектив ности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является освоение и введение в работу такая инновационная методика в физическом воспитании как корригирующая гимнастика. Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Данная гимнастика тонизирует весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращает простудные заболевания. Укрепляет дыхательный тракт. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на вторую половину дня.
Концептуальность. Новизна опыта заключается в следующем: - выявлена динамика формирования осанки и сводов стопы в зависимости от используемых средств и условий организации непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»; - определено содержание образовательной деятельности средствами физических упражнений, способствующих профилактике и коррекции нарушений осанки у дошкольников; - разработана структура непосредственно образовательной деятельности, позволяющая интегрировано реализовывать образовательные и оздоровительные задачи. Из этого следует, что разработанные комплексы корригирующей гимнастики применяются и усовершенствуются в режиме двигательной активности дошкольников в дошкольном учреждении, тем самым способствуя улучшению физической подготовленности детей, повышая силовую выносливость мышц.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта Данный опыт может быть применё н при: сочетании с любой общеобразовательной программой; проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»; при организации кружка корригирующей направленности; при внедрении в режим двигательной активности дошкольников, как в детском саду, так и дома.
Наличие теоретической базы опыта. Анализ последних исследований и публикаций научно-методической литературы показал, что самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки - физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения корригирующей ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения - в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные.
Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л. Н. Волошина, Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко, В. Г. Алямовская, М. Н. Кузнецова и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.
Воспитательно-образовательная деятельность реализуется по «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования:«Детство», авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др., «Примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», авторы: О. В. Бурляева и др. Кроме этого используются программы и методики: Л. И. Пензулаевой «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», Н. В. Козлова «Я — человек»,М. Ю. Картушина «Зеленый огонёк здоровья»,В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления», И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева и др. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе»,Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность», направляющие педагога на формирование у ребёнка навыков безопасного существования и ответственности к себе и своему личному здоровью.
Программа Васильевой М. А. предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма ребнка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса, что немало важно. Т. Картушина предлагает включать комплексы корригирующей гимнастики в образовательную деятельность и в общеразвивающие упражнения. Анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы проблема сохранения здоровья детей авторами признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными не только педагогам, но и самим детям, родителям.
Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.
Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в применении элементов корригирующей гимнастики для профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата у детей в режиме двигательной активности в детском саду. Что способствует укреплению мышечного корсета и повышает физические возможности детей.
Длительность работы над опытом.
Работа над опытом началась в 2013 году и была разделена на несколько этапов.
Первый этап – констатирующий.
Задачи: -диагностика состояния здоровья и физического развития, развития двигательных способностей детей; -выявление проблем, противоречий, нуждающихся в решении; -отбор содержания, поиск методик, оздоровительных технологий в образовательный процесс с использованием корригирующих упражнений; -прогнозирование ожидаемых результатов.
Второй этап – формирующий.
Задачи: - разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура», конспектов по корригирующей гимнастике, комплексов утренней гимнастики, спортивных праздников и развлечений, домашних заданий; - реализация разработанного плана работы по использованию элементов корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности дошкольников; конспектов кружка «Малыш- крепыш»; комплексов утренней гимнастики; - отслеживание процесса развития двигательных способностей, силовой выносливости мышц спины, поэтапный и сравнительный анализ полученных результатов; - корректировка содержания намеченной работы по использованию элементов корригирующей гимнастики в системе физического воспитания дошкольников; - распространение опыта среди сотрудников ДОУ, родителей, на методических объединениях, семинарах. На данном этапе происходило внедрение и использование элементов корригирующей гимнастики в режим двигательной активности дошкольников. С каждым годом число родителей, заинтересованных в посещении их детьми кружка становилось вс больше.
Третий этап – контрольный.
Задачи: - обработка полученных данных; - соотнесение результатов с поставленными целями. Начальный этап работы предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня физического развития детей. Основной этап работы направлен на решение выявленной проблемы и использование новых технологий в физическом воспитании детей. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии работы по решению обозначенной проблеме.
Поэтому, ведущей педагогической идеей моего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.
Технология опыта
Регулярная двигательная активность является одним из важных факторов в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей. Она является энергетической и организующей основой физического и умственного развития в онтогенезе человека. Работа по физическому воспитанию начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневной деятельности, в развитии умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в воспитании любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.
Цель работы - воспитание здорового и физически развитого ребёнка через использование корригирующих упражнений в процессе двигательной активности дошкольников. Под этим подразумевается: профилактика заболеваний ОДА; повышение силовой выносливости мышц; всестороннее развитие физических качеств ребёнка; улучшение показателей выполнения основных движений; воспитание любви к занятиям физической культурой. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Корригирующая гимнастика состоит из 3-х частей: водной, основной и заключительной.
Цель вводной части – повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию. Завершается эта часть построением детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ)
Основная часть включает – упражнение общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.
Упражнения выполняются из разных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя. Что способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.
Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа.
Важно отметить, что дети предпочитают другим формам занятий по физической культуре, корригирующую гимнастику после сна, сюжетные ОРУ, а также самостоятельную игровую и двигательную деятельность.
Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства.
Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьй.
Система работы с семьй включает в себя:
1) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей и его психомоторного развития;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы, направленной на физическое, психического и социальное развитие ребнка;
3) обучению конкретным примам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания;
4)ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности необходимо использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания ; тематические консультации ; педагогические беседы; дни открытых дверей; открытые занятия по физической культуре ; стенды (уголки) для родителей, где помещаются консультации, необходимые для того, чтобы работа с детьми велась не только в детском саду, но и закреплялась дома.
Результативность опыта.
Одним из необходимых условий реализации личностно- ориентированного подхода в воспитании, обучении и оздоровлении детей является организация образовательного процесса на диагностической основе. Для диагностики и оценки качественных параметров двигательного развития дошкольников и укрепления опорно-двигательного аппарата была использована диагностика, состоящая из двух блоков: Первый блок включает общую диагностику физической подготовленности детей. Второй блок направлен на диагностику силовой выносливости мышц спины у детей, посещающих кружок корригирующей гимнастики.
При проведении диагностики было выявлено что, высокий уровень физической подготовленности дошкольников к концу 2013-2014 уч. г. вырос на 49%, к концу 2014 – 2015 уч. г. - 61%.
Как показывают результаты после систематического использования корригирующих упражнений нормативы выполнения основных видов движения, и функциональные возможности организма изменяются в лучшую сторону. Дети результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняют физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляют элементы творчества в двигательной деятельности. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.
Это является свидетельством того, что систематическое использование корригирующих упражнений в режиме двигательной активности дошкольников положительно влияет на укрепление мышечного корсета.