наталья хохлова
Собственный инновационный педагогический опыт «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Собственный инновационный педагогический опыт
Инновационный педагогический опыт :
«Обучение дошкольников правильному поведению на улице»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведени в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Публикация «Собственный инновационный педагогический опыт „Обучение дошкольников безопасному поведению на улице“» размещена в разделах
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т. к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение. Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода. Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Цель моего опыта - сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения. Исходя из цели, были сформированы задачи, которые решаются посредством образовательных областей. Ведущая образовательная область данного опыта работы
«Социально-коммуникативное развитие».
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания.
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в
транспорте.
«Познавательное развитие»
- познакомить детей с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар, односторонним и двусторонним движением;- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками
- познакомить детей с понятием «светофор», - с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
• «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок.
• «Речевое развитие» - развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
• «Физическое развитие»
- развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной предметно-развивающей среды, поэтому ознакомление детей с правилами дорожного движения я начала с организации предметно-развивающей среды. С этой целью в группе был создан «Уголок безопасности». В нем настольные и дидактические игры, дорожные знаки; макет дороги, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: макет светофора, рули, жезл. В этом году в сентябре у нас была организована встреча с работником ГИБДД. Она рассказала о правилах безопасного поведения на дороге, познакомила с дорожными знаками. Я считаю, что такие встречи научат детей правильно действовать в сложных ситуациях, возникающих на дороге. А это в свою очередь поможет сократить число дорожно- транспортных происшествий с участием детей.
Теоретическая база опыта
С первых лет установления советской власти в нашей стране было уделено большое внимание развитию и организации движения, особенно общественного городского транспорта, и грузовым перевозкам. На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. ШорыгииоЙ и др.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Работая над своей темой, я использовала такие методические приёмы как словесный метод, наглядный метод, практический и игровой метод.
1. Словесный:
- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
- беседа (были проведены следующие беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог»; учились составлять творческие рассказы - «Если бы все знаки перепутались?», «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения.
- чтение художественных произведений (познакомились с такими произведениями, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», В. Головко «Правила движения», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С. Михалков «Моя улица»; В. Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; Т. Шипошина «Автобус»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);
- составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов (просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы».
-изготовление азбук безопасности.
3. Практический:
- выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта;
– применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры»,
-проведение занятия «Путешествие в страну Правил Дорожного Движения.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с
родителями.
Работа с родителями.
1) Совместно с детьми создание альбома «Моя безопасность»
2) Оформление папки-передвижки:
- «Научите детей общению с незнакомыми людьми»
- «Как вести себя в случае нападения»
- «Ребенок и чужие люди»
3) Родительские собрания с показом видео (Эксперимент, как незнакомец уводит ребенка с детской игровой площадки).
4) Брошюра для родителей «Как защитить детей от опасностей на улице»
5) В целях безопасности детей, в нашем ДОУ не разрешается забирать воспитанников лицам не достигшего 18 лет. Если детей забирают не родители, то мы просим предъявить доверенности на того кто забирает из детского сада.
Анализ результативности опыта
В настоящее время мы с родителями создаём условия для развития смышленого и любознательного ребенка, для развития творческих способностей, дарованных природой. И благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на
дорогах.
Адресная направленность опыта
Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Опыт работы представлен системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами, детскими рисунками, развлечениями.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Конспекты и мероприятия размещены на личном мини
сайте маам. ru.
Используемая литература
1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5. - С. 34-37.
2. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. ; Просвещение. - 2006.
3. Борисова Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В Борисова. - Наб. Челны,2006.
4. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М. : Дрофа, 2007
5. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. Под ред. Е. А. Романовой. – М. : Сфера, 2008. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2004
6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малышкина. – М., 2005.
7. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.6 Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 2000.
8. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1975 г.
9. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
10. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
11. Юрянин «Светофор» М. Издательство «Детская литература» 1971 г.
]