Людмила Васильевна Митряйкина
Опыт работы «Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В природе все рождается слабым, а потом крепнет и растет. У человека часто бывает наоборот: родившись здоровым, все больше болеет и слабеет. И этому множество причин - экология, наследственность, малоподвижный образ жизни, неправильное питание. Проблема ухудшающегося здоровья конечно же волнует и ученых и врачей. Но и роль педагогов, воспитателей не последняя. Специфика дошкольного учреждения такова, что ребенок находится здесь целый день и родители полностью переложили работу по оздоровлению и воспитанию на плечи педагогов.
Публикация «Опыт работы „Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящими перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
Что же такое здоровый образ жизни? Это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (половой, пищевой, познавательной, потребности во сне, способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.
Когда передо мной встал вопрос выбора темы по самообразованию-не задумываясь выбрала «Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности», так как увидела для себя здесь огромные возможности для деятельности и самореализации.
Прошла курсы повышения квалификации по теме «Валеологическая культура в детском саду» и родился целый цикл занятий по валеологии.
Цель моей работы - увлечь ребенка, создать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Ведущим направлением выбрала валеологическое образование дошкольников, а именно формирование элементарных знаний о человеческом организме, овладение основами гигиенической культуры, профилактика заболеваний и травматизма, изучение экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, форм и методов работы была проведена большая предварительная работа : наблюдение за поведением, играми детей, беседы с родителями, рассматривание иллюстраций и чтение книг. В результате было выявлено отсутствие у детей необходимых знаний о своем здоровье и поэтому небрежное к нему отношение.
Систему работы по теме выстроила с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Чтобы валеологическая работа была в системе, я разработала тематическое планирование по всем возрастным группам. При планировании опиралась на разделы рабочих программ каждой группы. Познакомилась с работами авторов М. Н. Маханева «Воспитание здорового малыша», А. Я. Шахомирова «Будь здоров, малыш!», Л. Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Изучила материалы по теме в периодических изданиях «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Детский сад». Поставила перед собой задачи, выбрала методы и приемы обучения и занялась подбором различных оздоровительных технологий: дыхательные гимнастики, самомассаж, гимнастика для глаз, комплексы упражнений пальчиковой гимнастики, физкультминутки, опыты и эксперименты. Подготовила наглядный и демонстрационный материал, оформила лепбуки.
Для достижения желаемого результата необходимо работу по валеологическому воспитанию сделать регулярной, систематической, используя разные формы работы : занятия, совместная деятельность детей и воспитателя, свободная самостоятельная деятельность. Для всестороннего валеологического воспитания использую все эти формы. Начиная с младшей группы знакомлю с правилами личной гигиены, о пользе овощей и фруктов, о вредных продуктах, о том как беречь свое здоровье. Начинаем изучать свое тело. С каждой возрастной группой знания детей становятся все более обширными и полными.
В подготовительной группе все больше детей интересует человеческий организм, как он устроен, зачем нужен тот или иной орган.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимают занятия познавательного содержания: познакомила ребят с внешними органами человека, с основами первой помощи при травмах, с безопасным поведением.
На таких занятиях, как «Вот какой я!», «Почему так?», «Наши верные помощники», занятиях из цикла «Познай себя» познакомила человеческим организмом и его возможностями, с внешним строением тела человека. Эти занятия вызывают интерес к дальнейшему познанию себя. В рамках проекта «Познай себя» дети познакомились с внутренними органами и их значением для человека.
Для привития культурно-гигиенических навыков и профилактики здоровья провела занятия «Кашу маслом не испортишь», «В гости к Мойдодыру», «Где прячутся витамины». Дети учатся следить за собой и своим здоровьем, познают простейшие приемы самооздоровления - массаж, закаливание, фиточай. Научились оказывать несложную помощь. Во время игры «Заморочки из бочки» по теме «Такая разная еда» познакомились с тем, что не все, что вкусно полезно.
Задачи по валеологическому воспитанию решаю во всех видах детской деятельности. Так очень эффективны беседы об опасных для жизни ситуациях. Обсуждая ситуацию совместно, дети учатся предвидеть возможную опасность, возможные последствия своих поступков для себя и окружающих. «Осторожно, грибы!», «Незнакомец за дверью», «Когда растения могут быть опасными», «Лекарства с грядки». В ходе диалога вовремя беседы подвожу детей к необходимым выводам.
Обязательно использую в работе физкультминутки, самомассаж, пальчиковую гимнастику, упражнения для глаз.
Провожу опыты, целью которых является нахождение скрытых для детей свойств органов и установление между ними связи, определяем их важность.
Например, опыт «Язычок» помог определить вкусовые зоны языка.
Опыт «Определи на ощупь, определи на вкус» помогли разобраться, что такое осязание, а что обоняние.
Опыт «Тихо, громко» позволил познакомить с органом слуха и его связью с носом.
Применяемый мной демонстрационный материал, позволяет уточнить и обогатить представления детей, сформировать наглядные образы тех органов, восприятие которых в жизни невозможно.
Также активно использую в работе дидактические игры и упражнения для закрепления полученных знаний. Использую их и на занятиях и в совместной и свободной деятельности.
Для развития слухового внимания и упражнения органов слуха использовала игры «Кто позвал?», «Ушки, ушки, что вы делали?» Для закрепления знаний о глазах и зрении – игры «Что глаза увидели?»
О здоровье зубов говорим во время игр «Полезно-вредно», «Что можно кусать зубами?», «Заплаточки на зуб».
Навыки здорового образа жизни, правила личной гигиены-в таких играх, как «Чем можно делиться», «Найди ошибки».
Образ жизни ребенка, его отношение к собственному здоровью, питание, режим, сон, двигательная активность-все имеет огромное значение для малыша. Сформировать правильное отношение к себе помогают игры и упражнения: «Оденься по сезону», «Что сначала, что потом?», «Почему заболел Чебурашка?».
Важным условием оздоровления считаю организацию двигательной активности детей. При эмоциональном подъеме она способствует значительному усилению деятельности всех систем организма.
Очень важным считаю использование в оздоровлении подвижных игр. В наше время, когда большую часть времени дома дети проводят за телевизором, компьютером или электронными играми, двигательная активность в детском саду особенно необходима. Активная двигательная деятельность игрового характера и, вызываемые ею положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Провожу подвижные игры как на прогулке, так ив группе. Создана картотека подвижных игр.
Для оживления процесса познания включаю в работу художественное слово-прибаутки, пословицы, поговорки. «Здоровому все здорово», «Долго кто жует, тот долго проживет», «Грязнулю всегда выручит вода», «Когда я ем, я глух и нем», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!».
Использование произведений художественной литературы помогает закрепить пройденный материал, оживить его, сделать наглядным, красочным, легко запоминающимся. Русские народные сказки - кладезь для педагога. Сказка формирует понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиены, о взаимопомощи, добре, находчивости.
А как чудесны сказки К. И. Чуковского! Это и Мойдодыр, и Айболит, и «грязнуля» Федора. Готовый сценарий мероприятия по валеологии.
Настоящим подспорьем стали новые издания детских энциклопедий. «Я открываю мир», «Мои первые знания о человеке», «Тело человека», «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита» Издания из серии «Школа семи гномов». Весь материал доступен для детей.
Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому провела с детьми беседы по основам безопасного поведения в разных ситуациях.
«Огонь – друг или враг?», «Правила поведения у водоема», «Осторожно - дорога!», «Я встретил собаку».
Родители прививают детям элементарные навыки гигиены, следят за здоровьем малыша, однако, для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни, необходима совместная работа педагога и родителей. Считаю важным доводить информацию о пройденном материале до родителей. Оформила в родительском уголке стенд «Советы доктора», «Физкультпривет», в группе «Уголок здоровья», «Предметы гигиены». Постоянно обновляю информацию в папках передвижках - «Инфекционные заболевания», «Веселые выходные».
Провела родительское собрание «Эмоциональное здоровье ребенка», «Режим и его значение для всех членов семьи».
Часто на собрания приглашаю медсестру.
Так, шаг за шагом, ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее. Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:
Компетентность педагога;
Валеологическая культура родителей;
Интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педпроцесс;
Создание валеологически развивающей среды;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Считаю проделанную мной работу эффективной, об этом свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии детей : сформировались представления о своем теле, частях и органах, повысился интерес к оздоровлению собственного организма. Появилось умение определять свое состояние и ощущения. Сформировались навыки ведения здорового образа жизни.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Только человек, живущий в гармонии с собой, с миром будет действительно счастливым.