Ольга Давлатова
Роль русских народных сказок в процессе формирования нравственных качеств детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, повышенная тревожность и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Педагог должен создать такую среду, чтобы ребенок смог приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться. Посеять в процессе адаптации такие зернышки положительных качеств, которые в последствие перерастут, сформируются в нравственные качества, как: доброта, милосердие, эмпатия (сопереживание).
Публикация «Роль русских народных сказок в процессе формирования нравственных качеств детей раннего возраста» размещена в разделах
Одним из наиболее значимых методов по адаптации ребенка к дошкольному учреждению, является сказка. Поэтому для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые близки мышлению и представлениям ребёнка.
Сказка представляется «как средство трансляции опыта жизни от одного поколения к другому».
Сказка- это то золото, что блестит огоньком в детских глазах.
(Г. Х. Андерсен)
Сказка простым и доступным языком рассказывает маленькому ребенку о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Таким образом, я поставила перед собой следующую
цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста, повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
А для достижения цели определила следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Провести мониторинг на начало и конец учебного года.
3. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
4. Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
5. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
6. Развивать умение думать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению себя и другим.
7. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Свою работу я начала с мониторинга сформированности нравственных качеств детей раннего возраста посредством русской народной сказки.
Для начала своей работы были выделены несколько критериев, по которым можно было определить уровень сформированности нравственных качеств детей раннего возраста :
- отношение к взрослым с добротой и заботой (метод наблюдения);
- доброжелательные взаимоотношения со сверстниками (совместная игра);
- употребление в речи вежливых слов (метод наблюдения);
- отрицательное отношение к грубости, жадности (беседа по сюжетным иллюстрациям);
- оказание помощь другим детям, умение радоваться чужим успехам (совместная игра).
В ходе мониторинга было выяснено, что большинство детей (22 ребенка 81,5%) очень редко употребляют вежливые слова, некоторые не реагируют на просьбу воспитателя сказать их. Также выявился недостаточный уровень сформированности доброжелательного взаимоотношения со сверстниками, только 9 детей из 27 (33,3%) может спокойно играть под руководством воспитателя в небольшой подгруппе и делиться игрушками. Так же дети испытывают трудности в задании по сюжетным картинкам на проявление отрицательного отношения к грубости, жадности (20 детей 84,07%). Недостаточный уровень сформированности данных критериев требует дополнительного внимания педагогов и родителей. В связи с этим был составлен план работы с детьми и план взаимодействия с родителями.
Тематический план включил в себя 19 тем (2 недели на сказку). В каждом месяце шла работа по двум-трем сказкам. Сказки подбирались от самых простых бытовых «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», до усложненных бытовых «Петушок и бобовое зернышко», «Крылатый, мохнатый, да масляный». В основном сказки подбирались по мере усложнения сюжета и изучения животных (коза, лиса, медведь).
Работая в соответствии с составленным планированием, мною была проведена следующая работа:
- подбор художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей;
- разработка конспектов НОД ;
- чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев
- проведение д/игр на материале известных сказок
- проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков
-оформление «Огорода на окошке» в стиле русской народной сказки «Репка»
- проведение развлечений, викторин по русским народным сказкам
- проведение выставок совместных работ родителей с детьми детских работ «Коза (лиса, медведь) в русских народных сказках».
-составления картотек: картотека словесно-дидактических игр по русским народным сказкам, картотека народных игр по изучаемым сказкам, картотека этюдов, картотека сказок-шумелок.
-подобраны дидактические игры: «Какая картинка лишняя», игра-лото «Сказки», «Собери сказку», «Отгадай сказку по иллюстрации», приобретена серия рассказов по картинкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Узнай сказку по иллюстрации», «Сказки о животных», «Ассоциации: «Сказка за сказкой», «Собери сказку из частей»
Свою работу я начала с подбора художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой. Следующий метод - это рассказывание сказки. Тоже старалась рассказать так, чтобы дети заслушались, захотели, чтобы сказку рассказали ее раз. На закрепление знаний использовала рассматривание иллюстраций, когда дети, глядя на картинку, отвечали на вопросы, играли в дидактические игры.
Проводила беседы с детьми на темы: «Заболел друг», «Заболела бабушка», которые побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими. Беседовала с детьми на темы хороших и плохих поступков, стараться уступать другому, делиться, не жадничать, стремится оказать помощь другим детям, радоваться за успех другого ребенка,
Разработала картотеку бесед по нравственному воспитанию детей раннего возраста. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить, задавая им по 2-3 вопроса.
Так же в работе мне хорошо помогало использование ИКТ, при помощи которого мы просматривали презентации, мультфильмы русских народных сказок.
Организовывала совместную деятельность с детьми, пополняла театральный уголок настольными театрами, масками, конусными и кукольными театрами, театрами на фланелеграфе.
Результат проведенной работы на данный момент:
-Дети научились понимать смысл сказок;
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
-Стали более добродушнее относится друг к другу, уступать игрушки, радоваться друг за друга, используют «вежливые» слова.
- Дети стали менее застенчивы;
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей
- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
ВЫВОД: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.