Наталья Вельмяйкина
Развитие национального сознания детей в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие национального сознания детей в условиях детского сада ».Обоснование актуальности и перспективности. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной культуре, традициям народной педагогики, фольклору, духовно-нравственным ценностям. Определяющая задача образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывая основы интеллектуального и эмоционального развития, воспитывая потребности и способности. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого человек является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности ребенка. Использование традиций и обычаев в воспитании национального сознания дошкольников позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Публикация «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада» размещена в разделах
Изучение проблемы национального сознания обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации, ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей.
Условия формирования ведущей идеи опыта.
Ребенок - это неотъемлемая часть взрослого. Он сам не может развиваться самостоятельно. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие, в основе которого лежит приобщение личности к истории и национальному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые связывают ребенка со своим народом.
Процесс воспитания национального сознания детей дошкольного возраста будет проходить эффективно при условии, если:
• сконструировать образовательную среду с обогащением предметно-пространственных характеристик за счет создания целостных проектов этнокультурной направленности, которые включают элементы разной степени сложности, символичности, образности
• усилить эмоциональную насыщенность в процессе педагогического взаимодействия взрослых и детей, создавая положительный эмоциональный настрой, атмосферу доверия, уважения, открытости, сопереживания в отношениях между субъектами: взрослыми и детьми, стимулируя положительные эстетические и интеллектуальные эмоциональные переживания детей (радости, восторга, восхищения) по поводу общения с разными видами национального искусства, родной природой;
• обогатить содержательные аспекты образовательной среды за счет разработки и реализации программы А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях», предполагающей системное ознакомление детей с территориально-географическими, культурно-бытовыми аспектами жизни, устным народным творчеством, прикладным искусством мордовского народа.
Теоретическая база опыта
В своей работе по воспитанию и развитию национального сознания у детей дошкольного возраста, я использую программы и методическую литературу:
1. Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам (мокша, эрзя) в дошкольных образовательных учреждениях. А. И. Исайкина.
2. Примерный региональный модуль «Мы в Мордовии живем» под редакцией О. В. Бурляевой.
3. Мордовские народные сказки. В обработке Т. К. Самородок.
4. Хрестоматия к примерному региональному модулю «Мы в Мордовии живем» Автор сост. Е. Н. Киркина.
5. Методическое пособие «Детям о Мордовии». О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
На основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским языкам (мокша, эрзя) в дошкольных образовательных учреждениях», я составила план работы по кружку «Марлюнясь».
Регулярное планирование материала, проведение занятий по ознакомлению с мордовским декоративно- прикладным искусством, ознакомлению с окружающим миром позволило мне выполнить задачи по реализации национально- регионального компонента. В детском саду есть мини-музей, служащий местом проведения занятий и игр. Предметы мордовского быта (прялка, люлька, кухонная утварь)используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с народным фольклором. Здесь же находится познавательный материал: произведения мордовских писателей, художников; детские и взрослые национальные костюмы; атрибуты к мордовским играм, песням. В группе так же оборудован уголок национальной культуры, включающий предметы декоративно-прикладного искусства, книги мордовских писателей, национальные детские журналы, кукла в национальном костюме. Так же знакомлю детей с различными жанрами художественной литературы. Часто с родителями и детьми проводятся обрядовые праздники и развлечения. Я верю и надеюсь, что дети пронесут любовь к своей Родине – Мордовии через всю жизнь!
Анализ результативности.
В ходе проведенной работы у детей сформировались представления о сказках, праздниках, традициях и обычаях мордовского народа. Дети стали осознавать собственную национальную принадлежность. Они знают стихи о природе родного края, узнают мордовский костюм, дети стали иметь представление о жизни мордвы. Проведение развлечения «День национальной кухни» совместно с родителями вызвал интерес не только детей, но и родителей. Родители были очень рады, что их дети говорили на мокшанском языке. Думаю, что обучение детей мордовским языкам в дошкольных учреждениях способствует приобщению личности к истории и национальному культурному наследию.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудоемкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.
Адресные рекомендации.
Данный опыт работы могут использовать воспитатели детей старшего дошкольного возраста, которые работают по проблеме приобщения детей к национальной культуре. Мой инновационный опыт был обобщен и расположен на сайте детского сада.