Шадрова Лидия Алексеевна
Инновационный летний проект «Нескучная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Нескучная лаборатория
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недоска-занное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В. А.
Актуальность
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и законо-мерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращает-ся в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Публикация «Инновационный летний проект „Нескучная лаборатория“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из состав-ляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении все-го дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Детское экспериментирование – одна из форм организации дет-ской деятельности с одной стороны и один из видов познаватель-ной деятельности с другой.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость со-вершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фак-тами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рас-сматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соот-ветствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он являет-ся ведущим, а первые три года - практически единственным способом позна-ния мира. Детское экспериментирование как специально организован-ная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребен-ка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Участники: воспитанники детского сада, воспитатели, родители.
Срок реализации: лето 2023 года
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирова-ния, как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
-Расширять представления детей об окружающем мире через знаком-ство с основными физическими свойствами и явлениями.
-Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументиро-вать, пользоваться речью-доказательством.
-Развивать наблюдательность.
-Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных ма-териалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.).
-Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
-Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
-Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение до-говариваться друг с другом для решения общих задач.
-Создание условий для проявления исследовательской активности до-школьников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
2. Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено ре-чевое развития.
3. Сформированы основы диалектического мышления.
4. Углублены знания, предусмотренные программой.
5. Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
6. Сформированы коммуникативные навыки.
7. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
8. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
9. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, срав-нивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
10. У детей расширены знания и представления об окружающем мире.
11. У детей развиты познавательные умения через эксперименталь-ную деятельность.
Методы и приемы:
В данном проекте используются как традиционные методы, так и ин-новационные.
Традиционные: наглядные, словесные, практические.
Инновационные: использование элементов ТРИЗ, кейс – технология, метод игрового проблемного обучения.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Блок 1. Солнечная лаборатория - это опыты со светом, солнцем, радугой, показывающие:
Почему важен солнцезащитный крем и как он действует
Можно ли рисовать солнцем
Почему мы видим разные цвета
Как собрать энергию солнца и идеи для ее применения
Срок с 5 июня по 9 июня.
Блок 2. Веселые эксперименты с песком:
Устроим извержение вулкана
Поднимем бутылку с помощью одной палочки
Срок с 13 июня по 20 июня.
Блок 3. Веселые и познавательные уличные эксперименты:
Проведем лучшие уличные химические эксперименты
Запустим ракету из шариков
Сделаем лабораторию для исследования насекомых
Срок с 21 июня по 30 июня.
Блок 4. Летние опыты со звуком:
Изучим скорость звука и света
Создадим музыкальный инструмент
Соорудим настоящий телефон
Срок с 1 по 4 августа.
Блок 5. Эксперименты с водой и воздухом:
Смастерим реактивную лодку
Сделаем фонтан из бутылки и поделимся массой других потрясаю-щихся идей!
Срок с 7 августа по 11 августа.
6. Мыльная лаборатория на открытом воздухе:
Сделаем машину для мыльных пузырей
Выдуем гигантские пузыри и цветную пену
И даже создадим квадратный пузырь!
Срок с 14 августа по 18 августа.
7. Летняя ЭКО-Лаборатория.
Опыты с растениями познакомят их с ботаникой с общими законами жизни растений на Земле.
Почему трава зелёная?
Дышат ли растения?
Как они помогают дышать нам?
Точно ли выделяют кислород?
Мы расскажем, из чего состоит почва и какая подходит для растений.
Узнаём, как и чем они питаются.
Увидим, как за 5 минут создать настоящую экосистему
Срок с 21 августа по 25 августа.