ГАШИМОВА МАРИНА
Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные ученые в области развития речи : М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, В. И. Яшина укрепили теоретические основы технологий, нашли формы и методы развития речи вне занятий, развили идеи коммуникативно- деятельностного подхода.
Публикация «Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игр, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников. Инновация – означает нововведение, новшество. Инновационные технологии – это новые способы, методы, приемы взаимодействия педагогов и детей, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Мы понимаем под этим внедрение воспитателем следующих инновационных технологий : мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн.
Рассмотрим такую технологию как мнемотехника. Значение слов «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Данную методику применял Цицерон для запоминания своей речи. Он выстраивал определенный путь по комнатам, связывая с предметами или местами различные изречения. Это помогало вспомнить их при выступлении перед публикой, пройдя этот путь уже в своей голове, собирая «разложенные» по местам факты и слова.
Мнемотехника является системой разных приемов, дающих возможность легче запоминать и увеличивать объем памяти через создание дополнительных ассоциаций. Подобные приемы имеют особое значение для дошкольников, потому что наглядный материал усваивается намного лучше вербального.
Особенности технологии заключаются в использовании не изображенного предмета, а знаков с целью опосредованного запоминания. Это существенно упрощает дошкольникам отбор и усвоение слов. Знаки максимально приближены к речевому материалу, к примеру, с целью обозначения диких животных используют елку, домашних животных обозначают домом.
Мнемоника всегда создается на основе работы от простого к сложному. Нужно приступать к работе, начиная с простых мнемоквадратов, затем переходя к мнемодорожкам, и далее – к мнемотаблицам, потому что у дошкольников в памяти закрепляются отдельные образы: кошечка – пушистая, клубничка – сладкая. Потом – затруднять либо замещать другой заставкой – показать персонажа в графическом варианте. Информация, которую запоминают, применяя мнемомику, похожа на расположение папок в компьютере. Однако вместимость каждой «папки» не так уж и велика.
Следующая технология приобрела большое использование в обучения дошкольников знаково-символической деятельности (моделирования). Данный способ может помочь воспитателям четко отметить простые взаимосвязи и взаимоотношения с объектами действительности.
Модели очень результативны при разучивании произведения в стихотворной форме. Содержание состоит в следующем: главное слово либо сочетание слов в любой строке стихотворения «кодируется» в похожей картинке, поэтому, все стихотворение состоит полностью из иллюстраций. Далее дошкольники то, что запомнили, смотря на иллюстрации, воссоздают полностью. На первом этапе предлагается готовый план-схема, затем в ходе изучения они создают собственную схему. Кодирование можно производить от простого вида к сложному. В исследовании С. Н. Карповой и И. Н. Колобовой написано о том, что дети дошкольного возраста не всегда могут осознанно отделять языковые элементы: особенно слова, которые не имеют предмет Развивая речь дошкольников, применяются предметно - схематические модели. Формируя у детей дошкольного возраста представления о словах и предложениях, показывают графические схемы предложений. Воспитатель рассказывает им о том, что, предложение можно написать в виде схемы. Черточки в предложениях – слова.
Графические схемы могут помочь дошкольникам наиболее точно почувствовать пределы слов и их раздельное написание в предложениях. В данной работе допускается применение различных иллюстраций и объектов.
Далее считается наиболее эффективным методом в работе с детьми по речевому развитию сказка, оказывающая эмоциональное воздействие. Сказка является средством погружения ребенка в атмосферу той жизни и истории, которую проживает герой. Это «ключ» к ребенку и приобретению им новых знаний, накапливаемому им опыту. Для того, чтобы развить речь дошкольников, воспитателем применяется методика сказкотерапии. Сказкотерапия проводится единожды в неделю. В младшей и средней группе сказкотерапия длится 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. Проводя, сказкотерапию в младшей и средней группе применяют прием словесно-режиссерской игры, психогимнастики, словесного комментирования, совместной словесной импровизации– учат продолжению предложений педагога. В старшей группе применяют подобные методы, но с усложнением, занятно выполняют дошкольники пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.
Сказки влияют не только на эмоциональное состояние дошкольников, но и на их речевую активность. При использовании на занятиях сказкотерапии активизируется словарь детей. Ее применяют при нарушениях речи, а также работая над связной речью. В сказке заключаются речевые и коммуникативные функции: лексико- образная, потому что формируется языковая культура дошкольника; активизируется и развивается внутренняя слуховая память; слушая либо читая сказки, происходит преобразование вербально-знаковой формы сказок; развиваются коммуникативная и экспрессивная функции языка.
Все разновидности сказок можно преподнести в разном виде: анализе, рассказывании, сочинении, постановках и рисовании. Но необходимо помнить о том, что это делается с целью создания интереса и положительной мотивации ребят.
Поэтому становится возможным сделать вывод о том, что влияние сказкотерапии уникально, потому что другая деятельность не сможет оказать комплексное воздействие на речь дошкольника.
Следующая технология называется «синквейн», это стихотворение, которое считается эффективным методом развития речи детей. В начале 20 века данный вид стихотворения разработала поэтесса американского происхождения – Аделаида Крэпси, опираясь на знакомые всем японские хайку и танка.
Легкость синквейна позволяет быстро его составить, однако это может не сразу получиться. Для того чтобы он получился правильным, необходимо обратить внимание на его структуру построения (душка).
Синквейн строится из пяти строк. По своей форме он похож на елку: одно слово, два слова, три слова, четыре слова, одно слово.
У некоторых детей могут возникнуть трудности в написании синквейна. Устранить эту проблему можно, разделив детей по парам. Назвав тему синквейна, им дается шесть-восемь минут на его написание. Далее оба партнера поворачиваются друг к другу и из своих частей составляют один синквейн. Это предоставит им возможность проанализировать написанное и прийти к общему решению задачи, которая перед ними стоит. В результате вся группа может прослушать синквейны каждой пары. Для лучшего понимания детьми того, что от них требуется, лучше привести пример нескольких готовых синквейнов.
При составлении синквейна обогащается и расширяется словарь дошкольников. Их знакомят с таким понятием, как «слово, которое обозначает предмет» либо «слово, которое обозначает действие». Таким образом, закладывается «фундамент» для дальнейшей работы над предложением. Далее усваивают понятия «живой и неживой» предмет. Дошкольники свои работы могут оформить графически либо в виде сочинений.
Синквейн помогает успешно развивать всю речевую систему : активизируется и обогащается речевая лексика, усваиваются навыки образования слов, развивается умение описания предметов и составления синквейна по картине, использования в речи различных по составу предложений.
Из выше сказанного следует вывод о том, что инновационные технологии являются ключевым средством развития образования в целом и дошкольного учреждения в частности. Решая задачи формирования речевой активности дошкольников, которая основана на знаниях, невозможно обойтись без перехода образовательной системы на путь инноваций. Инновации затронули все компоненты образовательной деятельности.