Романюк Татьяна
Формирование коммуникативных УУД на логопедических занятиях средствами информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД формируются, когда ребёнок учится отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет; когда детей учат слушать.
Цель дошкольной логопедической работы – преодоление речевых нарушений и качественная подготовка детей к школьному обучению Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ. Это позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
При этом компьютер должен только дополнять учителя - логопеда, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять» свои методические идеи:
- делать то, что без компьютера делать сложно;
- делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)
- по – новому и более качественно делать то, что делали раньше.
Компьютерные технологии представляют для нас, учителей - логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.
Контингент воспитанников старшего дошкольного возраста в детском саду составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения мероприятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
Преимущества ИКТ на логопедических занятиях :
• Активизация познавательной деятельности детей;
• Индивидуальный подход к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;
• Повышение интереса к обучению (мотивация);
• Осуществление дифференцированного подхода;
• Развитие творческих способностей;
• Формирование привычки учебной деятельности ;
• Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
• Формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;
• Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
О целесообразности использования ИКТ в обучении школьников, имеющих ОНР, говорят такие их особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.
Логопедические занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
В процессе работы мною создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы: формирование произношения; развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты; развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; здоровьесберегающих технологий.
Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) мои воспитанники получают на первых занятиях. Я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Работу начала с развития фонематического слуха и восприятия неречевых звуков, для этого подобрала презентации: «Звуки дома», «Инструменты» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие кА «вода капает», «дверь скрипит», «молоток стучит»
Для развития и обогащения словаря, формирования лексико-грамматических средств языка, формирования навыков словообразования подготовила презентации по лексическим темам: «Професии», «Времена года», «Детская одежда», «Головные уборы», «Посуда», которые знакомят детей с предметами и их назначением, с временными представлениями. Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
Для формирования звукопроизношения, развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания, ознакомления детей с готовыми художественными образцами родного языка я использовала разучивания скороговорок в игровой форме.
Мной были разработаны мультемидийные презентации «Скороговорки от Егорки». Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме, хорошо усваивается. Яркие, объемные картинки, привлекают внимание детей младшего возраста и помогают легко и быстро запомнить содержание скороговорки. Старшие дошкольники сами подбирают нужные картинки и слова, соединяют части скороговорок (поговорок, пословиц) стрелками, что стимулирует развитие их речи, активизирует внимание, память, познавательную деятельность. Проделанная работа позволила плавно перейти к следующему шагу по формированию навыков творческого рассказывания – умению соотносить образные обороты речи с предметом.
Для этого мы с детьми отгадывали и сочиняли загадки с использованием картинок.
Мной были разработаны мультимедийные дидактические игры «Овощи», «Фрукты». Игровая форма деятельности пробуждает у детей интерес к заданию, способствует ориентировке в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи. Воспитанники стали активно употреблять антонимы, узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.
Мультимидийный образ оказался очень эффективным, привлек внимание детей, способствовал созданию позитивной атмосферы, проявлению инициативности во время игры. Дети приобрели опыт правильного построения вопросов, совершенствования точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря в процессе отгадывания загадок. В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования я использую красочные мультимедийные задания по рассказам Сутеева, мнемосхемы. Красочные картинки на юмористические темы на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети начали с помощью воспитателя составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Стали использовать в речи предложения разной структуры.
Для эффективного запоминания текстов, сохранения и воспроизведения информации, развития речи и создания монологов я познакомила детей с мнемосхемами. Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают выстраивать:
- строение рассказа,
- его последовательность,
- лексику – грамматическую наполняемость.
Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами.
Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы как составление рассказов из личного опыта. «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.
Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека
«Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку
«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.
Воспитанники с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Такие задания я предлагаю родителям вместе с детьми выполнить дома.
.Поскольку видно, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогам и ребенком более интересным и динамичным.. Позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом. Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в развитии речи старших дошкольников доказывают полученные результаты.
Диагностические исследования, проведенные в подготовительной группе, показали, что у 80% детей улучшилась связная речь, дети стали самостоятельно пересказывать небольшие по объему сказки, составлять рассказы из собственного опыта, у 90% расширился словарный запас, у 86% улучшилось звукопроизношение.
Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду, помогут им быть успешными в школе, а чистая и правильная речь придаст им уверенности.