Олеся Свидинская
Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.
Публикация «Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
• бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
• непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
• трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:
Инновационные образовательные технологии в ДОУ
• привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
• оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
• служат для создания благоприятного эмоционального фона;
• способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.
Технология «Интеллектуальная карта»
Метод интеллект-карт – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется мышление.
Содержательная часть технологии заключается в следующем.
Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Суть метода интеллект-карт, заключается в том, что вся информация по определенной тематике представляется в виде разноцветных рисунков и символов.
Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа (картинки, так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала.
При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями. Метод позволяет охватить изучаемый материал “единым взором”, воспринять его как единое целое.
Составление интеллектуальной карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, различного вида шрифтов). Существует несколько правил составления интеллектуальных карт.
Правила составления интеллектуальных карт.
1. При построении интеллектуальной карты лист бумаги располагается горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать.
2. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы).
3. Используя разноцветные ручки, проводятся от центра, из “главной идеи” линии (ветви, ответвления) произвольной формы, каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый ключевой момент основной темы.
4. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей. То есть каждая ветвь подписывается. И для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
5. Для наиболее полного понимания темы, карту можно детализировать. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему “дереву” карты (в этом заключается движение от общего к частному (к деталям): в центре находится общее – тема, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). В карту добавляются различные символы и иллюстрации.
6. Ключевые слова писать надо разборчиво, заглавными, печатными буквами.
7. Важные идеи или важные ключевые слова должны записываться более крупным шрифтом. Указанные слова можно подчеркивать и использовать жирное начертание букв.
8. Интеллектуальная карта должна быть обильно снабжена различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.
Введение интеллект-карт в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:
- целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;
- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;
- закреплять обобщающие понятия;
- упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;
- упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);
- упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;
- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
- формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;
- анализировать семантику и способы образования сложных слов;
- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.
Технология «Кластер»
В учебной деятельности под кластером понимается графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Например, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе занятия, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя-логопеда и коллектива.
Правила оформления кластера на занятиях
В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого при выполнении индивидуального задания.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем.
К разбивке информации на кластеры для дошкольников предъявляю такие общие требования:
- все понятия должны представлять собой картинный или графический материал, понятный ребенку;
- в начале введения кластерных таблиц использовать не более 3-4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается;
- при составлении кластерных таблиц использовать игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.
Достоинства и результаты применения кластера в логопедической работе
Применение кластера имеет следующие достоинства:
• он позволяет охватить большой объем информации;
• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
• умение ставить вопросы;
• выделять главное;
• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
• сравнивать и анализировать;
• проводить аналогии.
Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.
В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.
В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.
Технология «синквейн»
Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтактической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология открывает новые возможности, современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов
При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:
-Уточнение, расширение, активизация словаря;
- Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
- Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
-Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
- Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой;
Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем. Такой способ может быть востребован в современной логопедии. При работе с дидактическим синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения. Составление синквейна так же позволяет добиться отличных результатов при автоматизации звуков, так как слова и предложения будут подбираться под произношение ребенка. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических занятий и методик и обеспечивает её логическую завершенность. Синквейн так же является диагностическим материалом и даёт возможность учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Алгоритм составления синквейна:
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?
Можно делать зарисовки, помогающие удерживать смысловую программу предложения. В дальнейшем это убирается и остается схема предложения, переходящая во внутренний план.
Логопед подбирает картинки и слова под звукопроизношение каждого ребенка. Далее предложения могут заучиваться, что позволяет работать над звукопроизношением. Потом структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.
Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Дети повторяют, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Другими словами можно сказать, что это – не большие сочинения, где дети учатся правильно составлять предложения одновременно работая над развитием внутреннего плана речи на уровне предложения.
Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.
Примеры детских дидактических синквейнов.
Лексическая тема: «Новый год»
1. Новый год.
2. Радостный, долгожданный.
3. Приходит, веселит, радует.
4. Я люблю этот праздник.
5. Подарки.
Лексическая тема: «8-е Марта»
1. Мама.
2. Умная, красивая, добрая.
3. Читает, вяжет, готовит, убирает.
4. Любит меня и папу.
5. Семья.
Технология «ТРИЗ-РТВ»
Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.
ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так?. А может быть, так).
Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.
Методы и приёмы ТРИЗ Работа со словарём
Системный оператор Название предметов, их части, строение
Загадки МФО (метод фокальных объектов) Признаки предметов
ММА (метод морфологического анализа) Метод каталога Эпитеты, характеризующие предметы
Загадки Сравнения Многозначность слов
Обучение рассказыванию Наречия Однокоренные слова Сложные слова
Применение методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми, имеющими речевые нарушения не только возможно, но и помогает в решении речевых задач; способствует более лёгкому усвоению программного материала и систематизации знаний.
Предлагаемая система работы по использованию методов и приёмов ТРИЗ в логопедической работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, позволяет эффективно автоматизировать звуки в речи, существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей, совершенствуя при этом такие ценные для ребёнка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству. Использование элементов ТРИЗ технологии повышает интерес к различным видам деятельности.
Использование инновационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда, направленного на коррекцию речевого развития детей с различными нарушениями речи, позволяет:
• значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в аспекте компетентностного подхода;
• индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка.
Паровоз
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.
Ход игры:
Логопед раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа», и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т. д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
Игра «Пять волшебников»
Цель: активизация словаря по данной теме.
Например, лексическая тема: «Овощи», волшебники - это глаз, нос, рот, рука и ухо.
Логопед предлагает детям рассмотреть помидор и задаёт детям вопрос: «Что о нём скажет каждый волшебник?» Например, волшебник глаз скажет, что он красный, волшебник нос скажет, что он вкусно пахнет, волшебник рот скажет какой он на вкус, волшебник рука скажет, что он твёрдый, а бывает и мягкий, волшебник ухо скажет, что он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит.
Инновационные образовательные технологии, оптимизируют процесс коррекции речи детей и помогают достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых нарушений у детей школьного возраста, вдохновляют логопеда к поиску и применению всё более и более эффективных технологий
Литература:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов-на-Дону,2011
2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. - Минск,2008.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1996.
4. Выготский Л. С. Возрастная и педагогическая психология - М. : Академия, 1998.
5. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание,1982, № 3.
6. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - Введение в психологию. - М., 1986.
7. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал
«Логопед», № 5, 2005
8. Дьяченко О. М. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой // Развитие познавательных способностей / Под ред. Л. А. Венгера - М. : Педагогика, 1986.