Приложение МААМ

Инновационные методы обучения в ДОУ

Татьяна Шеляшкова
Инновационные методы обучения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок-сама природа. Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной

самой природой, самой сутью того, что вокруг меня.

Ребенок – это начало всех начал.

Он и бог, и природа и суть Вселенной, и поэтому я ребенка такого люблю, знаю его природу и сотрудничаю с ним, помогаю, способствую,

чтобы состоялась его судьба.

Ш. А. Амонашвили

Давайте ответим на вопрос – кого мы хоти воспитать?. Мы хотим воспитать активного, гармоничного, творческого, самостоятельного человека? Человека изобретателя, исследователя и нравственно совершенного? Так как мы это будем делать?

Публикация «Инновационные методы обучения в ДОУ» размещена в разделах

Время требует от общества нестандартно мыслящих, творческих, способных к росту людей, так как творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства. Она способна определить направления своей деятельности, найти оригинальные решения, обеспечить свою экономическую независимость.

В современных условиях, когда ведущей идеей цивилизованного общества является утверждение человека высшей ценностью бытия, перед образованием встают вопросы о развитии гармоничной личности, ее гуманистических ориентаций, психологической поддержки и психологического здоровья. Поэтому основной тенденцией развития современной педагогики является придание образовательному процессу личностно ориентированного характера. В данной системе ребенок ставится в центр воспитательного процесса. Личностно ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса[3].

В последнее время в практике современных дошкольных учреждений все чаще ставится задача - совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ним. Использование личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка, развивать и максимально реализовать его возможности и творческие способности. При этом создаются необходимые условия для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личности через активизацию его внутренних резервов. «Личностный» компонент этого подхода означает, что обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д. [2].

Концепция дошкольного воспитания, получившая признание среди педагогов, заложила новые целевые ориентации в их работе, провозгласила гуманизацию и раскрепощение педагогического процесса дошкольного учреждения, предоставила педагогам возможность изменения организации жизнедеятельности детей в детских садах. Такое построение воспитательного процесса позволило в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, использовать новые формы работы, нерегламентированные виды деятельности, способствующие развитию активности ребенка. В рамках данной концепции проектирование нового содержания дошкольного образования предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс личностно ориентированных технологий, целью которых является разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка как субъекта деятельности.

Использование личностно ориентированных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения потребовало создания определенных условий, таких как:

• разработки индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление дошкольника;

• организации групповых занятий на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

• конструирования учебного материала для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими детьми.

Все чаще в дошкольном образовательном учреждении используются личностно ориентированные технологии:

• проблемно-поисковые (исследовательские, то есть реализация модели «обучение через открытие»;

• дискуссионные (коммуникативные) - это дискуссии, характеризующиеся различными точками зрения, сопоставлениями, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;

• психологические (самоопределенческие) – в процессе реализации происходит самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности;

• деятельностные – развивают способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

• рефлексивные – дают возможность ребенку осознать деятельность, каким способом получен определенный результат, какие были затруднения, как были устранены, и что чувствовал при этом.

Субъект-субъектные отношения личностно ориентированного подхода, построенные на сотрудничестве, партнерстве и равенстве воспитателя и воспитанника, позволяют им совместно вырабатывать цели, содержание занятий, вместе оценивать их. Таким образом, дошкольнику предоставляется свобода выбора. Осуществляя выбор, дошкольник прекрасно реализует позицию субъекта, достигая результат не от внешнего воздействия, а от внутреннего желания.

Современный детский сад, на наш взгляд, должен иметь хорошую материальную базу. Наблюдения показывают, что в уютной домашней обстановке дошкольник быстрей адаптируется, раскрепощается, развивается. Поэтому наличие специально оборудованных помещений, предназначенных для всестороннего развития ребенка (музыкальный зал и зал хореографии, бассейн, комнату для релаксаций, кабинеты английского языка, обучения грамоте, компьютерной грамоте и др., просто необходим для решения поставленных педагогических задач. Дошкольники должны иметь возможность выбора той области умений, знаний и наук, которые им наиболее интересны, в которых они смогут максимально проявить свои способности.

Очевидно, что личностное становление и развитие дошкольника во многом зависит от профессионального уровня педагога. Поэтому от него требуется высокий уровень профессиональной подготовки. Создание условий для саморазвития, самосовершенствования, самообразования педагога в ДОУ является необходимым в реализации личностно ориентированного подхода.

Считаем, что взаимопреемственность также является важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Совместная работа с другими образовательными учреждениями такими как: общеобразовательная, музыкальная, спортивная школы, школы олимпийского резерва, драматические кружки и театральные студии, музеи и др. помогает решать многие задачи гуманистической педагогики.

Опыт подтверждает, что обновление содержания дошкольного образования, это процесс сложный и требует от педагогов и всего педагогического коллектива ДОУ готовности к реализации инновационных программ дошкольного образования. На наш взгляд, реализация программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения - «Развитие» (под ред. Л. А. Венгера, «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой, «Детство» (под ред. В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой, «Золотой ключик» (под ред. Г. Г. Кравцова, «Рекорд – старт» (разработанная коллективом Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО под руководством В. Т. Кудрявцева) позволяют наиболее целостно и полно обеспечить процесс личностного развития дошкольника. Важно отметить, что по характеру содержания эти программы различны и интересны каждая по своему, но общим для этих программ является то, что достижение заявленных в них целей образования возможно лишь в том случае, если педагог дошкольного образовательного учреждения способен к личностно ориентированному взаимодействию с ребенком в процессе обучения и воспитания.

Подтверждая важность обсуждаемой проблемы, подчеркнем, что личностно ориентированный подход признан педагогами разных стран, в том числе и отечественными, в качестве приоритетного. Он характеризуется тем, что в центр образовательной системы ставится личность ребенка. Личностно ориентированный подход обеспечивает в учебно-воспитательном процессе комфортные и безопасные условия развития и реализацию природного потенциала дошкольника, так как отвергает принуждение, «исповедует» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую, веру в его творческие силы. Личность ребенка становится целью образовательной системы, а не средством достижения цели.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. – № 1. – с. 17-24.

2. Зимняя И. А. Педагогческая психология. - М., 2002. - С. 76-89.

3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. вузов / И. П. Подласый. – М. :Владос – пресс,2001. – 365с.

4. "Я" в поисках "Я" // Обруч. – 1996. – № 5. – с. 32-34.

Публикации по теме:

Инновационные методы работы с родителями детей раннего возраста Доклад из опыта работы воспитателя МДОУ «Детский сад №10 «Россияночка» Комиссиной Ю. А. На тему «Инновационные методы работы с родителями.

Инновационные методы в работе с детьми с ОНР-биоэнергопластика .

Инновационные приемы в процессе обучения плаванию Инновационные приемы в процессе обучения плаванию. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной.

Из опыта работы: Практическое занятие по курсу «Активные методы обучения» Этим летом мне посчастливилось побывать на практических курсах активных методов обучения, где каждый слушатель стал активным участником.

Конспект НОД с использованием технологии АМО (активные методы обучения)Конспект НОД с использованием технологии АМО (активные методы обучения) Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе (с применением активных методов обучения) Тема: «Я радуюсь!» Цель:.

Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов о методах развивающего обучения, повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, творческую.

Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике» Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Методы обучения в режимных моментах Методы обучения в режимных моментах. Как дорого, бывает, для нас внимание группы детей. И что нужно делать, чтоб удержать это внимание как.

Семинар для педагогов «Активные методы обучения дошкольников» Цель: создание в непосредственно образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т. д.

Современные методы образования дошкольников, рекомендации по их применению в процессе обучения «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ». Модернизационные изменения в дошкольном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные методы обучения в ДОУ
Опубликовано: 25 октября 2016 в 14:52
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методы обучения в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шеляшкова (УИ 697831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД