МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста»

Татьяна Алексеева
Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: систематизировать знания педагогов о методах развивающего обучения, повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, творческую активность.

Один мудрец пришёл к бедным и сказал: «Я вижу, Вы голодны, давайте, я дам Вам рыбу, чтобы Вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - это стандарт нового поколения, который помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, и тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся по их возрасту и индивидуальным особенностям. Именно в действии порождается знание.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

На чем же основан системно-деятельностный подход? Прежде всего, на видении обучения как движущей силы развития.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для этого педагог ставит ряд вопросов:

- какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

- педагог создает проблемную ситуацию;

- ребенок принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- педагог управляет поисковой деятельностью;

- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Основная педагогическая задача:

Организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

обновление

содержания ценности

образования обновление

средств

Деятельностный подход предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

В основе системно-деятельностного подхода лежит идея эффективного использования развивающих методов обучения на каждом этапе образовательной деятельности и гармоничного встраивания их в образовательный процесс.

Сильнейшим воспитательным примером является для детей облик педагога. Пример поведения воспитателя детского сада является эталоном для поведения самих детей.

Специфика применения методов обучения в ДОУ заключается в том, что дети дошкольного возраста не умеют ни читать, ни писать, поэтому они усваивают всю информацию из объяснений педагога. Поэтому педагогу необходимо тщательно продумывать логику объяснения материала, излагать его четко, понятно, формулируя простые предложения, сообщая детям лишь самое основное. Объяснение должно быть эмоциональным, интересным, сопровождаться игрой.

Организация обучения детей в процессе совместной партнерской деятельности взрослого и детей заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами откроют его для себя. Таким образом, он перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

При выборе метода обучения в дошкольном учреждении необходимо придерживаться основного смысла введенных стандартов, а это - интеграция, обобщение и осмысление новых знаний, умение связывать новые знания с жизненным опытом, формирование у каждого ребенка умения учиться и учить себя.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непрерывная образовательная деятельность (НОД).

Непрерывная образовательная деятельность - это спланированная и целенаправленно организованная совместная деятельность педагога и детей, основанная на одной или нескольких специфических видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, изобразительной, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, направленная на освоение детьми образовательных областей и формирование у них физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Структура деятельности:

Потребность

Мотив

Цель

Средства

Действие

Результат

Непрерывная образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Непрерывная образовательная деятельность организуется в соответствии с ФГОС по пяти направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непрерывной образовательной деятельности, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

При проведении непрерывной образовательной деятельности выделяется три основные части.

Первая часть (введение) - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть (основная) - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья часть (заключительная) - анализ выполнения задания и его оценка.

Взяв за основу трехчастную структуру занятия, перейдем к рассмотрению структуры непрерывной образовательной деятельности, исходя из этапов осуществления деятельности: мотивационно - потребностный, ориентировочный, операционально-технический, контрольный.

Структурные части НОД Этапы НОД Краткое содержание

1 часть

(вводная) Подготовительный (мотивационно- потребностный) Создание образовательной ситуации для плавного и постепенного ввода детей в совместную деятельность со взрослым. Мотивация детей на предстоящую деятельность

2 часть (основная) Организационный (целеполагание, ознакомление с последовательностью выполнения заданий и т. д.) (ориентировочный) Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Деятельностный Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Этап осуществления самостоятельной работы детьми (операционально- технический) Практическое освоение детьми новых способов деятельности

3 часть (заключительная) Рефлексивный

(контрольный) Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Плавный и постепенный вывод детей из непрерывной образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Аналитический: диагностика осуществляется педагогом по ходу непосредственно образовательной деятельности направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.

Дадим более полную характеристику содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе непосредственно образовательной деятельности:

Подготовительный

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (с помощью мотивации: игровой, проблемно-бытовой, познавательной, сказочной, информационной, семантической (обозначающей, соревновательной, а также мотивации общения, достижения успеха, личной заинтересованности). В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Организационный

В ходе включения в деятельность, дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемая «детская цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях, своей семье и т. п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа служат вопросы: «Хотите?» «Сможете?» Важно понимать, что «детская цель» не имеет ничего общего с образовательной («взрослой»). Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своим личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как подчеркивал Л. С. Выготский, для волевого действия характерен свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, обязательно смогу. «Я верю в свои силы» «Я все сумею, все преодолею, все смогу!» Одновременно у детей формируются такие важные интегративные качества, как любознательность, активность.

На этапе введения в образовательную ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей с формированием важнейших интегративных качеств личности.

Деятельностный

На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также их знания и опыт, необходимые для построения нового знания. У детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.

Данный этап ключевой, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов: «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать не страшно, страшно – не узнать».

Поскольку затруднение личностно значимо для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской цели», у него возникает внутренняя потребность в его преодолении, т. е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать…» На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок к УУД (успешная учебная деятельность) вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?» Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом оно проговаривается ими во внешней речи.

Четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» абсолютно конкретно и понятно детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решение учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитие общих учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать, привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

Этап осуществления самостоятельной работы детей

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий знаний, решения вопросов проблемного характера.

С помощью вопроса: «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий, побуждающий диалоги, воспитатель выстраивает новое знание (способ деятельности, которое фиксируется детьми в речи и знаках.

Таким образом, дети получаю опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

Затем на данном этапе необходимо осуществить включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. С этой целью воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее. При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?» «Как будете выполнять задание?»). Дети приобретаю опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

Рефлексивный

Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий приобрести опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого. С помощью системы вопросов: «Где были?» «Чем занимались?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели» А далее, задавая вопрос «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что что-то узнали, чему-то научились, т. е. сводит «детскую» и учебную цели («Вам удалось…потому что вы узнали (научились). В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели», а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия ее достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребенка.

В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему образовались, удивились, огорчились и т. п.) Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

На этом этапе ребенок начинает радоваться хорошо сделанному делу: у него реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства и образа «Я» (Я могу! Я умею! Я хороший! Я нужен)

Публикации по теме:

Методы и приёмы при организации занятий с детьми — деловая игра В повседневной жизни - на прогулке, во время еды, игровой самостоятельной деятельности-ребёнок много узнаёт. Однако, важные задачи всестороннего.

Деловая игра «Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста ЭМП» Деловая игра "Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. ".

Консультация для воспитателей «Игровые методы и приёмы в обучении детей» Игра является механизмом развития ребёнка (ФГОС ДО, посредствам которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально.

Консультация для воспитателей «Использование инсценировок в воспитательной работе с детьми старшего дошкольного возраста» Склонность к игре, к инсценированию того или иного действия проявляется у детей в раннем возрасте. Играя с машинкой, ребенок фыркает, подражая.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» 1,2,3 слайды – Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается.

Консультация для воспитателей на тему: «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» Консультация для воспитателей на тему: «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» Театр - один из самых демократичных.

Консультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы по теме «Сюжетно ролевая игра «Пожарный». Основные цели и задачи игровой деятельности:.

Отчет на педагогическом совете «Формы и методы здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» - Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Вашему вниманию предоставляется работа по теме: «Формы и методы здоровьесберегающих технологий в работе.

Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет Анализируя обучение детей на занятиях в нашем дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что не всегда воспитатели поддерживали необходимую.

Информационная компетентность педагогов как условие организации компьютерного обучения детей дошкольного возраста Современные дети родились и живут в активно формирующейся и функционирующей информационно-образовательной среде, начиная с первого звена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 21:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алексеева (УИ 474796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД