Валентина Ус
Инновационная работа с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в работе с родителями воспитанников МДОУ
Ус Валентина Анатольевна
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Публикация «Инновационная работа с родителями» размещена в разделах
Сегодня в нашем обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов детского сада с семьёй. Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.
Технология взаимодействия с родителями воспитанников – это организационно - методический инструментарий, совокупность инновационных форм, методов, способов и приёмов вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс.
Семья и детский сад, как первичные социальные воспитательные институты, обеспечивают полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для развития, жизни и самореализации ребенка.
В развитии образовательной системы Донецкой Народной Республики начался новый этап - с 1 сентября 2015 года во всех дошкольных образовательных учреждениях Республики внедряется государственный образовательный стандарт дошкольного образования, предложенный Министерством образования Донецкой Народной Республики. С одной стороны - это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований дошкольного образования, к уровню профессионализма педагогов призванных реализовать государственный стандарт. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует инновационных ресурсов.
Перед нами стоит следующая задача:
- взаимодействия с родителями и социальными партнерами и т. д.
Работа направлена на решение следующих задач:
- Выявить затруднения, потребности и образовательные запросы родителями и социальными партнерами. Для этого проведена диагностика, включающая аспекты: когнитивный, мотивационный, личностный, технологический. По результатам
диагностирования на начальном этапе выявлено, что
49% недостаточно владеют знаниями о работе ДОУ,43%
испытывают затруднения в общении с детьми, наблюдается боязнь к
преодолению затруднений.
- Выявить наиболее результативную работу с родителями. Здесь важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это
позволяет педагогу соизмерить свои возможности и принять решение о
внедрении успешного опыта в свою работу.
Создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального
развития и решения задач внедрения ГОС ДО.
В организации работы с родителями я считаю наиболее актуальным
является индивидуально ориентированный подход к каждому социальному представителю ребёнка и его родителям.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.
С появлением образовательных стандартов дошкольного образования меняются представления о работе детского сада с родителями, меняется и сама работа с семьей.
Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционных форм взаимодействия. Вместе с ними педагогами используются инновационные формы работы. Инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.
Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие:
-активную позицию родителей в партнерстве с педагогами,
-инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,
-применение в семейной среде.
Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы с родителями.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения.
Изменения в содержании и организаций деятельности дошкольных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке воспитателей детей дошкольного возраста. Однако этот процесс в настоящее время носит стихийный характер, что в значительной степени объясняется отсутствием научных исследований и рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности воспитателей в дошкольных учреждениях [5].
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность - процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход их в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Модернизация системы образования в ДНР предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.
Прежде чем говорить об инновационной деятельности в работе в дошкольных учреждениях, хотелось бы раскрыть термин «инновация».
Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом:
- инновационными процессами в экономике и производстве;
- демократизацией общественной жизни;
- творчеством субъектов взаимодействия в образовании;
- поисковой, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.
Инновационная педагогика - стратегический путь гуманизации образования, следовательно, реализации идей свободы и неповторимости в воспитании и обучении социально ориентированной личности.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.
Источником инноваций является проблема. Решить проблему инновационно - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.
Общая цель инновационной деятельности -улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования [6].
Результатами инновационной деятельности является рост профессиональной компетентности педагога и повышение качества образования дошкольников.
Инновационный подход в своей основе имеет ряд принципов - опережения, сотрудничества, открытости.
В Главе 4 Статье 41 Закона ДНР «Об образовании».
Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно-развивающим и досуговым центром.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка необходимо начать работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности [7].
Существует несколько критериев для определения степени участия родителей в образовательном процессе. К ним относятся: присутствие родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках; участие родителей в подготовке и проведении экскурсий; совместное участие в тематических занятиях; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса, инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых [6].
Эффективным средством интеграции дошкольного учреждения и семьи, на мой взгляд, является совместная проектная деятельность педагогов и родителей, которая обеспечивает условия в сохранении психического и физического здоровья ребенка. Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития. Решая проблему сохранения психического и физического здоровья детей, при этом, учитывая основную задачу детского сада, мной разработаны проекты по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи: «Я, мама, детский сад», «Правильно дышать - здоровым быть», «Выходные с пользой». Я как педагог уверенна, что проведенная работа способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию, когда отсутствует полноценная система взаимодействия «Педагог - родитель» в процессе воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития взаимоотношений в системе «Ребенок -родитель - педагог».
Разработка проекта по организации родительского клуба «Познаём вместе» связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них. В качестве оснований для осуществления сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников выделены:
-Состояние здоровья психического и физического.
-Эмоциональная нестабильность в семье, которая приводит к повышенной тревожности и неуверенности детей.
-Родительская некомпетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
Практика показала, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка. Исходя из опыта, сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников через реализацию проекта «Я, мама, детский сад». Проект долгосрочный и рассчитан на весь период пребывания детей в детском саду.
На сегодняшний день можно сказать, что уже сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей.
Инновационная составляющая работы ДОУ связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности. Инновационные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье.
Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.
Ожидаемые результаты введения инноваций в работу с родителями в ДОУ :
- повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,
- рост родительской активности,
- установление тесного контакта с каждой семьей,
- согласование воспитательного воздействия на ребенка,
- обобщение положительного опыта семейного воспитания.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в мировой науке и практике идет активный поиск эффективных технологий формирования осознанного родительства. Можно сказать, что это сегодня одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родительства.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
Библиографический список:
1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДНР.
2. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рож-
дения до школы», приказ МОН ДНР № 326 от 17 июля 2015 года.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду.
Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
4. Закона ДНР «Об образовании». Принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года (С изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС
5. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов/ В. И. Беляев. - М. : «Ваш полиграфический партнер», 2010. - 430 с.
7. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. - М. : «Просвещение», «Учебная литература», 1990.
8. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей / Л. Е. Осипова. - М. : «Издательство Скрип-торий 2003», 2008. - 72 с.
9. Семейная педегогика : учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. - Глазов, 2005. -С. 5-9.
10. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2004.
11. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1979.