Ирина Ломова
Иновационная форма сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников
Семья и ДОУ – два важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и педагогов.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье.
Публикация «Иновационная форма сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
Сегодня речь уже не идет просто об обмене информации между родителями и педагогами ДОУ о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.
В практике нашего дошкольного учреждения мы определили 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- познавательное,
- информационно – аналитическое,
- наглядно – информационное,
- досуговое.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
• Основная роль принадлежит таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, мы предлагаем такие темы: «Детские страхи», «10 заповедей здоровья», «Методы педагогического воздействия», «Адаптация детей к детскому саду» (для детей раннего возраста, «Возрастные особенности детей» (для групп среднего и старшего возраста). На собраниях подготовительных групп обсуждается задачи воспитания и обучения детей, направлены на подготовку детей к школе.
Консультации для родителей могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3— 4 консультации в год в каждой возрастной группе: «Принципы воспитания», «Физическое воспитание детей в семье», «Выходной день с семьей», «О детях с ослабленным здоровьем» и др. Неплановые консультации возникают часто во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Организуются тематические консультации. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они проводятся как педагогами, так и специалистами (музыкальными руководителями, психологами, логопедами) по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Так же в помощь родителям разрабатываются различные буклеты, памятки, брошюры на различные темы.
Для подготовительных групп проводятся консультации с учителями начальных классов школ города: «Ваш ребенок на пороге школы»
• Так же родители участвуют в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
• В совместных экскурсиях. Они проводятся в рамках тематических недель, это экскурсии в музей, библиотеку, в парк.
Так же познавательное направление включает в себя:
• «День открытых дверей» - открытые непосредственно образовательные деятельности
• совместное создание предметно-развивающей среды;
• выставки детских работ, поделок, изготовленные совместно с родителями. С начала учебного года в нашем детском саду прошло 4 смотра – конкурса: «Чудеса из теста», «Рукавичка Деда Мороза», «Я выбираю спорт», «Смотр – конкурс семейных поделок по сказкам А. С. Пушкина». Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых сами порой и не подозревали.
• В нашем ДОУ создан родительский клуб «Дружная семья», в котором основными направлениями является оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста. При организации заседаний используем разные формы : круглый стол, тренинги, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье. Родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинских специалистов.
Следующей формой работы с родителями является - информационно-аналитическая, которая направлена на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. С этой целью в ДОУ в каждой группе создается «Социальный паспорт». Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
По данному направлению так же проводятся:
- анкетирование родителей. Такие, как: «Я и мой ребенок», «Ребенок и детский сад», «Общение в семье», «Спорт в семье», «Удовлетворенность родителей качеством работы образовательного учреждения».
- проводятся тестирование: «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?», «Какой я родитель», «Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу», «Понимаю ли я своего ребенка?»
• В детском саду была создана «Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба.
Наглядно-информационная форма работы даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные. На стендах размещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, задания. Здесь же размещаются и нормативные документы: права и обязанности родителей, информация об изменениях в законе «Об образовании», в частности введение нового стандарта, новые статьи закона «Об образовании», а так же Декларация о правах ребенка.
- Оформляются детские рисунки, поделки;
- Папки-передвижки по различным темам: «Зеленый мир на окне», «Труд дошкольника в семье», «Здоровье детей зимой», «Как рассказать детям о Великой Войне?», «Животные в доме».
- фотовыставки: «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные», «На прогулке», «Мы экспериментируем» и др.
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл», «Мое настроение».
По традиции в ДОУ, по завершении заседания родительского клуба, выпускается газета для родителей воспитанников «Любимый ребенок». Выпуск каждого номера является продолжением обсуждаемой на клубе темы. Газета начинается эпиграфом к теме информацией о том, каким проблемам, вопросам посвящается выпуск и представлена постоянными рубриками:
• «А что у нас?» (рубрика освящает, какая работа ведется в дошкольном учреждении с детьми согласно теме номера);
• «Это интересно»;
• «Говорят наши дети» (ответы детей на предложенные вопросы по теме выпуска);
• «Советы для заботливых родителей» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей);
• «Спасибо вам за помощь» (в этой рубрике размещаются фамилии родителей, которые оказали детскому саду различную помощь, например, в оформлении пособий, участие в субботниках, различных мероприятиях).
Четвертое, Досуговое направление: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
По данному направлению в ДОУ проводятся праздники, которые заканчиваются чаепитием, это и празднование дней рождений, «Здравствуй Осень золотая», «Новый год», «День матери», «8 Марта».
- проходят развлечения: «Масленица к нам пришла!», «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Семейные посиделки»
- проходят знакомства с профессиями родителей: «Все профессии нужны, все профессии важны».
- а так же выставка семейных коллекций. На группах были оформлены коллекции фантиков, марок, монет.
В группах так же организуются «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, «Покормите птиц зимой!», «Книжка наша не болей»
Новой формой для нас стало создание книги «Сказки – малышки» - это сборник сочинений родителями сказок про своих детей.
Таким образом, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.