Любовь Рыбакова
Инновационная деятельность в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе главным условием качественной реализации содержания дошкольного образования является осуществление дошкольной организацией инновационной деятельности. Как указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, осуществление данной деятельности нацелено на обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития государства. Согласно документу, инновационная деятельность способствует совершенствованию научно-педагогического, учебно-методического, правового, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения образовательной организации, что позволяет достигать более высокого уровня развития образовательной системы.
Темочки:
Инновационная деятельность в системе дошкольного образования способствует существенному обновлению содержания педагогической деятельности воспитателей, активному использованию современных средств и технологий. Ее грамотное введение в работу педагогов способствует получению более качественного образовательного результата, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Активное включение дошкольных образовательных организаций (ДОО) в инновационную деятельность требует обновления методической работы с педагогическим коллективом, перевод ее в инновационное направление. Именно от этого зависит овладение и активное внедрение в практику педагогами различных современных методик и технологий, стимулирует их к педагогическому творчеству и разработке новшеств.
Инновационная методическая работа способствует созданию наиболее эффективных условий для освоения педагогами ДОО новых технологий, методик и средств работы с детьми, для развития способности педагогического коллектива к педагогическому творчеству и нестандартному мышлению.
Результативность и эффективность инновационной методической работы в ДОО в большой степени определяется ее управлением. Управление в данном случае необходимо рассматривать в качестве систематической, последовательно осуществляемой управленческой деятельности, направленной на реализацию последовательных действий, способствующих непрерывному образованию каждого педагога в области инновационной деятельности и развитию творческого подхода работы с детьми с учетом его способностей, квалификации, интересов, затруднений, а также требований ФГОС ДОО.
В исследованиях К. Ю. Белой, Л. М. Денякиной, В. И. Никишиной, Г. В. Яковлевой и многих других рассмотрены основы организации инновационной методической работы в ДОО, определены ее цели, задачи и содержания, методы и приемы ее управлением в условиях ДОУ. П. И. Третьяковым, А. Н. Троян и другими указывается, что грамотное построение методической работы инновационного характера позволяет обогатить профессиональную компетентность педагогов в ситуациях реальной педагогической деятельности.
Современное состояние процесса управления методической работой в ДОО показывает, что не всегда эта работа не всегда носит инновационный характер и проводится последовательно и систематически. Зачастую она носит формальный характер и не отражает в полной мере разрешение реальных проблем и затруднений, не соответствует инновационному подходу в дошкольном образовании. Поэтому актуальной проблемой сегодня является поиск условий, способствующих повышению качества управления инновационной методической работой в дошкольной организации.
Изучение, анализ и обобщение данных научной литературы и современного состояния практики управления инновационной методической работой в ДОО позволили определить противоречие между значимостью управления данной работой для обеспечения развития ДОО и выполнения требований нормативно-правовых документов и недостаточной разработанностью условий эффективного осуществления этого вида управления.
Данное противоречие позволило определить проблему нашего исследования: каковы условия управления инновационной методической работой в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально определить условия управления инновационной методической работой в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования – управление методической работой в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – условия управления инновационной методической работой в дошкольной образовательной организации.
В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой управление инновационной методической работой в дошкольной образовательной организации будет осуществляться более эффективно при соблюдении следующих условий:
- разработке содержания инновационной методической работы с педагогическим коллективом, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие всех участников и направленное на овладение педагогами способами, методиками и технологиями инновационной деятельности;
- использовании форм реализации содержания инновационной методической работы, предполагающих поисково-познавательную активность педагогов;
- созданиие специальной среды проведения инновационной методической работы, формирующей творческий подход и стремление к инновационной деятельности каждого педагога ДОО.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Определить содержание понятия «инновационная методическая работа» на основе анализа научно-методической литературы.
2. На основе изучения научно-методической литературы установить особенности процесса управления инновационной методической работой в ДОО.
3. Определить условия управление инновационной методической работой в дошкольной образовательной организации.
4. Реализовать условия управления инновационной методической работой в дошкольной образовательной организации.
5. Проанализировать результативность экспериментального исследования.
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов исследования:
- теоретических: анализ и обобщение данных научных и методических источников, нормативных документов;
- эмпирических: анкетирование, анализ педагогических документов;
- экспериментальных: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- статистических: количественный и качественный анализ результатов.
Теоретической основой исследования явились работы и исследования Ю. К. Бабанского, К. Ю. Белой, Л. П. Ильенко, М. М. Поташника, Г. В. Яковлевой и других, в которых рассмотрена проблема установления содержания инновационной методической работы в образовательной организации, ее значение и особенности организации. Исследовательские подходы к определению специфики процесса управления инновационной методической работой, которые изложены в работах К. Ю. Белой, Л. И. Ильенко, И. А. Мудрик, П. И. Третьякова, Г. В. Яковлевой и многих других.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточнено понятие «инновационная методическая работа», определены теоретические подходы к построению процесса управления инновационной методической работой в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы руководителями дошкольных образовательных организаций с целью повышения качества управления инновационной методической работой. Разработанные условия управления инновационной методической работой могут быть реализованы в практике менеджмента дошкольных организаций.
Организация и этапы исследования:
Первый этап – теоретико-поисковый. На этом этапе осуществлялись изучение и анализ теоретических данных по проблеме управления инновационной методической работой в дошкольной образовательной организации. Формулировались тема, цели, задачи, объект и предмет, гипотеза исследования. Был произведен отбор основных методов исследования.
Второй этап – экспериментальный. На этом этапе были уточнены теоретико-методологические основы исследования, разработана и апробирована программа экспериментального исследования, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап – заключительно-обобщающий. На этом этапе была проведена обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, сформулированы выводы, осуществлена подготовка результатов исследования к презентации, оформлена работа.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) № 63.