Екатерина Буракова
Инклюзивное образование на современном этапе в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.
Публикация «Инклюзивное образование на современном этапе в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.
В гуманном толерантном отношении большинства европейских народов не только друг к другу, но и к инвалидам, а также к их проблемам, есть значительная доля вклада такого вида образования. Об этом же гласит и ст. 28 Конвенции ООН «О правах ребенка».
В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции РФ. Для успешного внедрения и развития инклюзивного образования необходимо стремиться к повышению уровня культуры в нашей стране в целом.
Исходя из этого, инклюзивное обучение в нашей стране опирается на закон «Об образовании № 273 – ФЗ от 29.12. 2012 и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181- ФЗ.
Кроме того, в образовательных учреждениях занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт.
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной, решение которой требует дальнейшего проведения исследований и разработок, создания специальных условий в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида.
Для оптимального осуществления инклюзивного образования на этапе дошкольного детства необходимо создавать следующие специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ в учреждении общеразвивающего вида:
1. Создание нормативно-правового и программно-методического обеспечения.
Успешность поддержки инклюзивного образования в образовательных учреждениях во многом зависит от сопровождения его окружными ресурсными центрами по развитию инклюзивного образования через регулярное методическое обеспечение дистанционными технологиями.
В образовательном учреждении должна быть разработана нормативно-правовая база, задающая концептуально – содержательные основы развития инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ и специальные программы с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития, поэтому ДОУ должно быть укомплектовано специальной литературой по коррекционному обучению.
2. Создание предметно-развивающей среды.
Необходимо создание, адекватной возможностям ребенка, предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др., а также - оснащение его специальным оборудованием.
3. Кадровое обеспечение.
Важное условие обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является наличие в дошкольном учреждении общеразвивающего вида специалистов: учителя - логопеда, учителя - дефектолога, педагога - психолога, социального педагога, а также высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.
4. Создание психолого-педагогического сопровождения.
Предполагается участие каждого специалиста, а именно, заведующего, старшего воспитателя, учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, медицинской сестры.
В начале каждого учебного года необходимо проводиться комплексное обследование детей с ОВЗ специалистами и воспитателями. В соответствии с медицинскими диагнозами разрабатываются индивидуальные маршруты развития на каждого ребенка, определяется учебная нагрузка.
На этапе реализации каждого индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ возникает задача – создание комплексной целенаправленной работы. Вся коррекционно-педагогическая помощь должна осуществляться наряду с лечением. На протяжении всей коррекционной работы детям с ОВЗ требуется внимание и участие медицинских специалистов, так как многие виды нарушений связаны с органическими поражениями центральной нервной системы. Коррекционное воздействие на детей оказывается более эффективным в сочетании со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы.
В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении педагогам необходимо:
- включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную коррекционно-развивающую программу;
- создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности (педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации);
- корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка;
- при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
- педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ в дошкольном учреждении общеразвивающего вида предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение занятий, гигиенических процедур, прием пищи.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ должны определяться методы обучения. Вопрос о рациональном выборе методических приемов нужно решать индивидуально. В тех случаях, когда основная программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, должны составляться индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, необходимо предусмотреть включение в работу инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха использовать невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, картинки-символы и др.
5. Взаимодействие детского сада и семьи – это необходимое условие полноценного развития детей с ОВЗ. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку.
Необходимо проводить работу с детским, педагогическим и родительским коллективами образовательного учреждения по успешному принятию ребенка с ОВЗ.
Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы. Родители должны получать информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, познакомиться с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.
Таким образом, в зависимости от имеющихся в образовательном учреждении условий, состава и количества детей с ОВЗ, реализация инклюзивного подхода в образовании особых детей в разных ДОУ общеразвивающего вида может быть весьма разной. Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.