ТАТЬЯНА ДУДОРОВА
Игры со словами для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Родное слово-основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний.
К. Д. Ушинский.
Овладение речью – важный этап в жизни ребё нка: речь необходима для общения со взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной и волевой сферы. В возрасте 4-5 лет многие дети играют со словами,звуками, сочиняют короткие стихи. Ребёнок активно усваивает языковую действительность, познаёт правила и нормы,овладевает ими в процессе практического пользования языком. Овладевая языком, ребёнок учится речетворчеству и усваивает устойчивые традиции родного языка, что является условием его социализации. Слово - основная единица языка. Овладеть словообразованием, словоизменением - значит овладеть языком. Продуманная система игр и упражнений позволяет педагогам расширить словарный запас детей, познакомить их с новыми словами и закрепить их в речи. Игры и упражнения со словами помогают детям приобрести не только умения,но и устойчивые навыки грамматически правильного использования в речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Дети очень любят игры со словом, им интересно заниматься словотворчеством. Результат- умения и навыки детей владеть словом- будет достигнут в том случае, если игры проводятся воспитателем ежедневно, если педагог предлагает дошкольникам те игры, которые соответствуют их возрасту и индивидуальным особенностям.
Публикация «Игры со словами для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Система игр и упражнений
(системные связи слова : тематические, родовидовые, антонимические) :
*Игра «Разложи картинки»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определённым признакам.
Краткий ход: Детям раздаются картинки.
Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; птицы и насекомые; домашние и дикие птицы; посуда и мебель.
*Игра «Разложи картинки по сходству»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определённым
признакам и сходству.
Краткий ход: На доске картинки: овца, дерево, корова, колос.
У детей картинки: свитер, шарф, варежки,вязаная шапка и др.
Дети подходят к доске и соотносят свои картинки с теми, которые представлены на доске, и дают объяснение, почему они их так разложили.
Корова: масло, молоко, сметана, кефир, сыр.
Овца: шапка, шарф, свитер, варежки, кофта.
Дерево: дуб, берёза, лопата, забор, скамейка.
Колос: хлеб, печенье, батон, сушки, бублик
.
*Игра «Пара к паре»
Цель: Учить детей быстро подбирать слова, которые по смыслу подходят к названному воспитателем слову.
Краткий ход: Дети подбирают слова, которое подходят к слову, которое назвал воспитатель.
Воспитатель-ребёнок
Яблоко- Фрукт
Машина- Мотор
Ромашка- Клумба
Лодка-Парус
Лейка- Вода
* Игра: «Каким будет четвёртое слово»
Цель: Учить детей подбирать слова по смыслу.
Краткий ход: Воспитатель подбирает пару слов, а ребёнок по аналогии слово ко второй паре.
Человек-ребёнок; собака- (щенок)
Гвоздь- молоток ; шуруп- (отвёртка)
Дом-крыша; книга- (обложка)
Птица-яйцо; растение – (семя)
Зерно- амбар ; деньги - (кошелёк)
*Игра «Назови лишнее слово»
Цель: Учить детей слушать, выделять в цепочке слов лишнее.
Краткий ход: Воспитатель медленно и чётко произносит слова.
.Лишнее слово среди существительных:
-кукла, мяч, песок,юла, ведёрко;
-стол, шкаф, ковёр, кресло, диван;
-лошадь, корова, олень, баран;
-зима, осень, апрель, лето, весна;
-море, река, пруд, мост, озеро;
-Саша, Оля, Ира, Иванова, Настя.
.Лишнее слово среди прилагательных:
-храбрый, звонкий, смелый, отважный;
-красный, зелёный, деревянный, синий;
- крепкий, прочный, надёжный, далёкий;
.Лишнее слово среди глаголов :
-пришёл, вбежал, явился, смотреть;
-подошёл, вошёл, подбежал;
-прыгает, скачет, сидит, бежит;
*Игра «Назови одним словом»
Цель: Учить детей классифицировать названные предметы по родовому сходству.
Краткий ход : Дети вслед за воспитателем предлагают ряд однородных
предметов,а затем называют их одним словом.
Вариант 1
Пример1
Воспитатель: Мама в вазу положила яблоки. Что ещё?
Дети: Виноград, сливы, груши,и т. д.
Воспитатель: Как назвать одним словом то,что мама положила в вазу?
Дети: Фрукты.
Пример 2
Воспитатель: Катя поливала на грядке морковку,Что ещё ?
Дети: Огурцы, капусту, помидоры, свёклу и т. д.
Воспитатель: Что поливала Катя?
Дети: Овощи.
Пример 3
Воспитатель: Машенька пошла в лес собирать малину, чернику, землянику.
Что собирала Маша в лесу?
Дети: Маша собирала в лесу ягоды.
Вариант 2
Краткий ход: Воспитатель произносит от трёх до пяти слов и предлагает назвать их одним словом. Слова : корова, кошка, собака, лошадь.
Дети: домашние животные.
*Игра «Что из чего состоит»
Цель: Учит детей устанавливать связь между словами по признаку «целое-часть».
Вариант 1
Дерево- ствол, корни, ветки, листья, плоды.
Машина- колёса, кабина, багажник, фары, дверцы, сиденье, руль, педали.
Платье- подол, рукав, воротник, карманы, петельки, пуговицы.
Вариант 2
Краткий ход:
Дети по названным частям определяют предмет.
Воспитатель: У этого предмета есть сиденье, четыре ножки, спинка.
Дети: Это стул.
*Игра «Отгадай предмет»
Цель: Учить детей определять предмет по его признакам.
Вариант 1
Загадки воспитателя.
.Это предмет, на котором можно сидеть. (Скамейка, стул, диван, кресло.)
.Это предмет,из которого можно пить. (Кружка, чашка, стакан.)
Поскольку дети называют разные предметы,воспитатель предлагает добавить детали в описание предмета.
Например: Это предмет, на котором можно сидеть, у него есть спинка и четыре ножки. - Это стул.
Вариант 2
Загадки детей
.Это красный, красивый, но колючий цветок. (Роза)
.Растёт на грядке, виден зелёный хвостик, а в земле оранжевое
туловище. (Морковка.)
.У этого предмета есть два колеса, педали,сиденье, руль, на нём можно кататься детям. (Велосипед.)
Дети учатся называть характерные признаки предмета, его внешние признаки, свойства, а в некоторых случаях – вкусовые качества.
.Круглое, красное, сочное, сладкое. (Яблоко.)
.Гладкий, разноцветный, прыгучий. (Мячик.)
*Игра «Отгадай по описанию»
Цель: Учить детей самостоятельно составлять небольшой описательный рассказ с опорой на фотографию сверстника.
Образец: Очень подвижный,часто ссорится, строит великолепные дома из конструктора, любит и собирает машинки. Волосы тёмные, глаза голубые, нет передних зубов. Кто это?
Дети: Это Ваня!
Воспитатель уточняет, какие приметы помогли детям отгадать, что
это Ваня. Затем раздаёт детям фотографии воспитанников группы и предлагает составить рассказ-описание.
*Игра «Выбери два слова- «неприятеля»
Цель: Учить детей выбирать слова антонимы.
Краткий ход: Воспитатель называет цепочку слов, из которой нужно выбрать антонимы:
-друг, печаль, враг (друг-враг)
-ночь, сутки, день (ночь-день)
-радость, смех, печаль (радость-печаль)
*Игра «Закончи предложение»
Цель: Учить детей подбирать слова-антонимы.
Краткий ход: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.
Слон большой, а комар (маленький).
Камень тяжёлый, а пушинка (лёгкая).
Сахар сладкий, а горчица (горькая).
Лев смелый, а зайчик (трусливый).
Кричат громко, а шепчут (тихо).
Продавец продаёт, а покупатель (покупает).
Игры проводятся на основании знакомства детей с новой лексической темой, содержание усложняется по мере расширения словаря дошкольников. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей осуществляется не только на организованных занятиях по развитию речи, но и на всех видах детской деятельности -и совместной и самостоятельной.