Ирина Щепетинникова
Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование и законодательные основы»
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование подразумевает обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями. Какие законодательные акты регулируют инклюзивное образование?
На международном уровне правовая база, обеспечивающая внедрение инклюзивного образования, в том числе дошкольного, опирается на:
• «Конвенцию о правах ребенка»,
• «Европейскую Конвенцию о защите прав и свобод человека»,
• «Саламанскую Декларацию» 1994 года.
Публикация «Консультация для воспитателей „Инклюзивное образование и законодательные основы“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На территории Российской Федерации Положение об инклюзивном образовании закреплено в :
Конституции РФ,
• Законе «О социальной защите инвалидов РФ»,
• Федеральном законе от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»,
• «О гусударственной программе Российской Федерации Доступная среда» на 2011-2015 годы» Постановление от 17 марта 2011 г. № 175,
• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы,
(утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»,
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
• Положение о ПМПК, приказ Минобрнауки от 20.09.2013 г. № 1082.
Каждый из нормативных актов и законов имеет статьи, где указана организация инклюзивного образования.
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в полном объеме, доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения (Статья 24).
В Государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» выделены целевые индикаторы и показатели, определяющие создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях, позволяющей совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений, а также создание условий для предоставления детям-инвалидам доступа к качественному образованию в ОУ, с учетом заключений ПМПК.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы предусматривает меры равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. в ст. 2 указаны основные понятия, используемые в настоящем ФЗ по инклюзивному образованию : инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный учебный план. В стате 34 раскрыты основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования: предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофического развития и состояния здоровья, обучение по индивидуальному учебному плану. Статья 44 разъясняет права и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания. Статья 48 гласит об обязанностях и ответственности педагогических работников, которые должны учитывать особенности психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ. Статья 55 раскрывает вопрос приема на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для детей с ОВЗ. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Статья 58 разъясняет, как проводится промежуточная аттестация обучающихся, в т. ч. оставленных на повторное обучение по адаптированным образовательным программам. Статья 79 раскрывает организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: в п. 1 вновь указывается, что содержание и условия обучения и воспитания определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов –индивидуальной программой реабилитации. В п. 2 : общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам. П. 3 раскрывает специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, такие, как использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление улуг ассистента (помощника, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций. В п. 5 ст. 79 говорится о создании отдельных организаций по категориям обучающихся с ОВЗ (для глухих, слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра и др.) П. 12 ст. 79 говорит о подготовке педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
В комментариях к ФЗ № 273 дается определение адаптированной основной образовательной программы (ст. 2, п. п. 28).
Порядок реализации программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) определяется основными направлениями : реализация программы организацией, учреждением государственной службы реабилитации инвалидов, ОУ; координация мероприятий органом социальной защиты; оценка результатов проведения мероприятий мероприятий при очередном освидетельствовании инвалида.
В Приказе Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования» отражены вопросы содержания дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, определены специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, указана возможность использования сетевой формы образовательной программы дошкольного образования, раскрыта организация и осуществление образовательной деятельности (п. 5 – обучение по индивидуальному учебному плану, п. 12 – о реализации самостоятельно общеобразовательных программ). Также в разделе 3 – раскрыты особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ, в п. 24 – получение без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ при создании необходимых условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 29.09.2013 г. № 1082) раскрывает важность своевременного выявления детей с особенностями и комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию ПМПК – помощи, исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка.
Итак, совместное обучение и развитие разных детей, детей с особыми потребностями, предполагает решение задач социальной адаптации.
В сообществе детей дошкольников воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам.
Когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений!
Задача руководителей и педагогов ДОУ - создать все необходимые условия для организации инклюзивного образования, зная права участников образовательных отношений и основы законодательной базы, регулирующей инклюзивное образование в ДОУ.