Приложение МААМ

Инклюзивное обучение в детском саду

Наталья Ковалева
Инклюзивное обучение в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого

Публикация «Инклюзивное обучение в детском саду» размещена в разделах

Как и любой малыш, эти дети нуждаются в теплой заботе и внимательном участии взрослого.

В прежние годы они оказывались в специализированных детских учреждениях или дома с родителями, в то время когда их сверстники посещали детские сады. Эта изоляция детей от полноценной социальной среды порождало множество нежелательных последствий. Дети с ОВЗ страдали от недостатка общения со сверстниками, не имели возможности приспособиться к обычной жизни в обществе, испытывали трудности.

А как важно, чтобы эти дети почувствовали себя нужными и нашли свое место в детском коллективе и взрослой жизни.

25 апреля 2012 года Государственная Дума России ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, где отражены вопросы развития инклюзивного образования, формирования доступной среды для инвалидов, которые имеют право проживать в местном сообществе: посещать обычные детские сады, школы, поликлиники. Нет причин изолировать таких детей. В нашем детском саду «Золотой ключик» г. Строитель, Белгородской области функционируют 3 группы компенсирующей направленности, которые посещают дети не только с речевыми отклонениями.

Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в группах организовано игровое пространство, подготовлено оборудование и художественно оформлено само помещение.

В результате наблюдений бесед с детьми, первичного мониторинга,было выявлено что дети с ОВЗ имеют низкий уровень культуры видения, маленький запас впечатлений, представлений испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

Стало ясно, что для улучшения положения необходимо грамотное высокоэффективная организация педагогического процесса, соответствующая возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, способствующая творческому развитию и всестороннему развитию ребенка. Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка, которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений. Для решения этих задач мы используем в своей работе программу И. А. Лыкова «Цветные ладошки», которая соответствует всем требованиям ФГОС.

Цель работы коллектива детского сада :

создать благоприятные условия для полноценного проживания детьми ОВЗ детства и всестороннего его развития.

Задачи:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии, обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

• индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности.

Общие принципы и правила коррекционной работы с детьми ОВЗ:

• Индивидуальный подход к каждому ребенку

• Системность и последовательность.

• Активность и сознательность - участие всего коллектива и родителей в поиске новых, эффективных методов по оздоровлению детей.

• Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

«не навреди» - обучение детей с использованием тех способов методов, средств, которые: просты, доступны, безопасны и эффективны. и активизирующих познавательную деятельность детей с ОВЗ.

В своей работе используем следующие методы:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

• репродуктивный;

• частично поисковый (эвристический);

• проблемное изложение;

• исследовательский.

Эти методы считаются наиболее приемлемыми в практической работе воспитателя с детьми ОВЗ. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Самой важной деятельностью для детей является свободная игра. Большую часть времени дети играют в игры со свободными правилами – сюжетно ролевые игры, а задача воспитателя – меньше вмешиваться в саму игру, а просто побуждать, поддерживать и развивать интерес детей к игровой деятельности.

Первые семь лет малыш постигает мир опытно- подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействие с воспитателями и детьми, играя, рисуя, кушая, ребенок впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мысли, поступков и стремлений. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми образовательной программы, что важно не только для дошкольников с ОВЗ.

В работе с детьми используем презентации, которые привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи воспитателя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от воспитателя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья детей, использую метод рефлексии

с целью предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика).

- Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар», «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи, "Лимон" (расслабление мышц рук, "Слон" (расслабление мышц ног, «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения, "Тишина" (расслабление всего организма,"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек»).

Наиболее эффективна и распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками ОВЗ - арттерапия: музыкотерапия, изотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, кинезитерапия, песочная терапия. У ребенка с нарушением зрения использование вокалотерапии, сказкотерапии. Детям с ДЦП показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия. Музыкотерапия, кинезитерапия, особенно коррекционная ритмика, танцетерапия, песочная терапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений (речи, слуха, зрения, задержке психического развития, умственной отсталости, ДЦП). Наиболее сензитивным для использования арттерапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами в развитии является возраст 5-7 лет; в отдельных случаях работа может проводиться с 4 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования арттерапевтических методик. Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка, которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Только благодаря взрослому ребенок может почувствовать, что его любят, что он дорог тем людям, с кем он находится рядом и это поможет им сделать следующий шаг в мир людей.

Пожалуйста, помните, что больше всего детям необходимо ваше общество, ваша радость и любовь, искренняя и разумная забота и помощь, принятие и участие!

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Спешите дети, будем учиться летать. Изд. Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманит. Пед. МГПУ. - М., 2005- 329 с.

2. Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. М., 2002. - 12 с.

3. Жулина Е. В. Основы социальной реабилитации. ТЦ Сфера. М., 2005 - 187 с.

4. Калимов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 - 234 с.

5. Коновалова М. П. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного обслуживания. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств М. П. Коновалова. М., 2003 - 103-107 с.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Изд. Дом»Цветной мир» 2013-208 с.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие для детей второй младшей группы «Зайчик в гостях у детей»Интегрированное занятие для детей второй младшей группы «Зайчик в гостях у детей» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, здоровье. Программное содержание: закрепить представление об основных свойствах.

Комплекс дыхательно-звуковой гимнастики для детей ЧБД и детей с тяжелыми нарушениями речи (5–7 лет) Цель: сформировать у детей навык правильного дыхания. Задачи: • упражнять в общеразвивающих упражнениях; • увеличить объем дыхания, нормализовать.

Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых.

Круглый стол для родителей детей от 6–7 лет по теме «Безопасность детей в дошкольном возрасте» Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме безопасности детей дома. Задачи: 1. Пропаганда правил безопасности. 2. Заинтересовать родителей.

«Маша и медведь в гостях у детей». Сценарий спортивного развлечения детей к Дню смеха Цели: • Создание радостного настроения,атмосферы праздника,формирование положительных эмоций у участников мероприятия; • Развитие у детей.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День защиты детей» Ход мероприятия: (Дети входят в зал под музыку и садятся на стульчики) Ведущий: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Мы рады приветствовать.

Сценарий утренника к 8 Марта для детей старшей группы «Карлсон в гостях у детей» Персонажи: 1. Карлсон 2. Фрекен Бок Атрибуты: 1. Цветы, вазы 2. 5 колясок для девочек 3. Костюмы поварят, торт (6 фартуков, 6 шапок, 6 ложек).

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик в гостях у детей» Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик в гостях у детей» Интеграция ОО: «Физическое развитие», «Познавательное.

Стихотворение о лете «Ведь не случайно лето к нам в гости забрело»Стихотворение о лете «Ведь не случайно лето к нам в гости забрело» Друзья мои! Ведь лето прекрасная пора И нам в саду про это никак забыть нельзя. Играем, отдыхаем, и гоним вон мы лень. С друзьями отдыхаем.

Занятие по обучению грамоте для детей старшей группы «Незнайка в гостях у детей» Занятие по грамоте «Незнайка в гостях у детей»Цель: развивать познавательно-речевую деятельность детей. Образовательные задачи: Учить детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инклюзивное обучение в детском саду
Опубликовано: 25 ноября 2015 в 23:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное обучение в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ковалева (УИ 354606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД