Наталия Никифорова
Эссе «Инклюзивное образование: за и против»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня модно говорить о гуманности, толерантности, искоренении того или иного вида дискриминации. Одной из популярных тем в этом ряду является инклюзивное образование, относительно новое для России и достаточно распространённое в Европе.
Что же такое инклюзивное образование? В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка (Испания) прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введён в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашены принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю, вовлекаю) - один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Включённое образование базируется на восьми принципах:
Публикация «Эссе „Инклюзивное образование: за и против“» размещена в разделах
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Какие правильные принципы, не правда ли? Вот, казалось бы, бери их, живи по ним и будет тебе счастье. Но в реальной жизни всё не так однозначно, и мнения по поводу внедрения инклюзивного образования биполярны. Есть ярые сторонники и такие же истовые противники. На чьей стороне правда?
Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса : детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителей; физически здоровых обучающихся и членов их семей; педагогов и специалистов образовательного пространства; администрации; структур дополнительного образования. И именно их мнение следует учитывать. Вот некоторые мнения «За».
Инга Владимировна Козлова, старший воспитатель детского сада комбинированного вида № 1678:
- Наш сад комбинированного вида, на его базе организована экспериментальная площадка, у нас есть и обычные дети, и с особенностями. Когда мы проводим совместные занятия, мероприятия, мы видим положительную динамику как с той, так и с другой стороны. Дети меняются. Это замечают даже родители здоровых детей, приходят, интересуются, что повлияло на их ребёнка. Дети с проблемами развития приходят к нам, они закрытые, неохотно идут на контакт. Но, когда рядом есть здоровые, которые хотят им помочь и показать, они это чувствуют. Нам приятно видеть улыбки детей, удаётся создать тёплую дружескую атмосферу, дети внимательны друг к другу. Удивительно, но у них даже не возникает конфликтов. Конечно, мы работаем с детьми, готовим их к общению с другими детьми, объясняем им, что мы все разные, но мы так похожи друг на друга, мы все хотим есть, все спим и нам нужно помогать друг другу. Приятно, что наша работа находит поддержку и у родителей здоровых детей, никто из них не высказывает претензий, что я не хочу, чтобы мой ребенок общался с проблемными детьми. Сейчас мы готовим праздник Осени, фотовыставку «Мы все вместе и так одинаковы», во всех мероприятиях у нас участвуют и обычные дети, и с особенностями.
Дарья Николаевна Рыжикова, мама 5-летней Тани:
- У меня дочка с синдромом Дауна. В садики, которые расположены неподалёку, её не взяли, да и какой смысл отдавать, если там нет условий. Хочется ведь, чтоб она не просто ходила с детьми общалась, но и получала необходимую помощь, развивала свои способности. В специализированные учреждения мы её отдавать тоже не хотели. У ребёнка должен быть полноценный круг общения, в специализированных учреждениях все заняты своими проблемами. По совету психолога отдали Таню в инклюзивную группу, в другой район. Добираться, конечно, далеко и хотелось, чтобы такие учреждения были доступны детям. Конечно, какие-то шероховатости бывают. Но в целом мы довольны. Считаю, инклюзивное образование развивать необходимо, но делать это надо не формально, а выделять материальные ресурсы, готовить кадры.
Татьяна Васильевна Короткова, мама 5-летнего Андрея:
- Интересно получается, что сейчас меня спрашивают об отношении к инклюзивному образованию. А вот когда наша группа, в которую ходит мой сын, стала инклюзивной, мнения родителей никто не спрашивал. От сына я узнала, что в группе появились особые дети и все-все вокруг: воспитательница, няня, какие-то тёти - постоянно кружатся около этих детей. Благо, мудрости и профессионализма всех этих «воспитательниц, няней и тётей» хватило постепенно и на других детей. И негативные эмоции, ревность моего ребёнка по отношению к особым детям сменилась на качества, которые я раньше в нём и не замечала. Он стал более внимательным, терпимым, что ли. Изменился и сам процесс воспитания в группе, стал, на мой взгляд, более индивидуальным, не только по отношению к особым детям, а ко всем. Постепенно «включились» и родители, и это стало нашим общим делом. Не у всех родителей хватает времени, но, тем не менее, у многих изменились отношения с детьми, и улучшилось взаимопонимание с воспитательницами. Долго выстраивались отношения между родителями особых детей и другими. Их можно понять, порой нелегко видеть, что у кого-то всё сразу получается, а их детям приходится трудиться ежеминутно. Для них это тоже социальная адаптация. И сейчас, вспоминая пережитый опыт, уже по-другому отношусь к идее совместного обучения детей с разными проблемами, и уже не обижаюсь, что нас не спросили в самом начале, хотим ли мы заниматься в инклюзивной группе. Скорее всего, не имея достаточных знаний и необходимой информации, я бы тогда отказалась и не получила бы того социального опыта, который имею сейчас.
Обратите внимание, насколько разнятся между собой приведённые выше высказывания в пользу инклюзивного образования. Прямая речь госпожи Козловой настолько пропитана мёдом, что великий Станиславский наверняка бы произнёс своё сакраментальное «Не верю!». И конфликтов то между детьми у них не возникает, и никто (я подчёркиваю, никто) из родителей здоровых детей не высказывает претензий. Складывается такое впечатление, что это не детский сад, а шоу-проект «Дом-2», где все счастливы. Как говорится, свежо придание, да верится с трудом. Но не будем судить её строго, всё-таки должность старшего воспитателя обязывает рафинировать речь, сглаживая углы. Лучше обратимся к другим двум высказываниям. Они более эмоциональны (особенно монолог мамы пятилетнего здорового мальчика Андрея) и от того более правдоподобны. Во мнении родительницы пятилетней Тани появляются указания на «какие-то шероховатости», а мама Андрея говорит, что отношения между родителями выстраивались долго. Но в целом обе родительницы положительно резюмируют опыт участия со своими детьми в процессе инклюзивного образования.
Необходимо отметить, что вопрос «Инклюзивное образование : за и против» часто обсуждается на социальных интернет-форумах, и высказывания с мнением «за» превалируют в общей массе ответов форумчан. Но ни одна бочка мёда не обходится без ложки дёгтя, и негативные отзывы также необходимо учитывать.
Среди скептически настроенных пользователей есть предположения, что негативные отзывы по причине своей чрезвычайной эмоциональности, граничащей с нецензурщиной, не проходят фильтр модераторов и, соответственно, по той же причине не появляются на страницах официальных печатных изданий. Так ли это на самом деле я затрудняюсь ответить, но то, что опубликованных отзывов со знаком «минус» меньше положительных - это факт. Приведу наиболее яркие мнения «Против».
Николай Иванович Головин, папа 6-летней Кати, девочки, с особенностями в развитии:
- Формально всё, что я читал и слышал об инклюзивном образовании, выглядело интересно и очень гуманно, пока я со своей семьёй не столкнулся с реальностью. У нашей дочери тяжёлый недуг, но нам хотелось, чтобы она общалась с другими детьми, поэтому и решили отдать её в инклюзивную группу. Но, наверное, учреждение оказалось неподготовленным к такому роду деятельности. Психологи и воспитатели детского сада не понимали до конца, что им предстоит, и поначалу всё видели в розовом цвете. Но ведь инклюзивное - это не просто совместное пребывание детей с особыми потребностями и здоровых детей в одном дошкольном учреждении. Дети должны не только присутствовать, но и участвовать в процессе, да и не только дети, а и их родители, но мнения родителей были часто противоположными, а дети вообще не понимали, чего от них хотят. Не хватало знаний и воспитателям о проблемах инвалидности. Постепенно приветливые улыбки воспитателей и няней стали меняться на сочувствующие взгляды, а потом и вовсе стало казаться, что дети с особыми потребностями стали обузой для персонала. Раньше других это заметил наш ребёнок, стала отказываться ходить в сад. В скором времени мы вернулись в специализированную группу.
Дарья Петровна Попова, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Хабаровска:
- Согласна с коллегами о ненужности инклюзивного образования в ДОУ. Детские сады, в большинстве своём, не имеют технического оснащения для приёма детей с особыми потребностями, штат не укомплектован необходимыми специалистами, а что говорить о количестве детей в группах? Это отдельный разговор. Вот Вам пример, - в нашем Детском саду появилась девочка Соня с ДЦП (приволакивает ногу, голова набок, обслужить себя не может - ни одеться, ни в туалет сходить, а в группе 33 ребенка. Первое время воспитатель разрывалась между одной Соней и всеми детьми, (дети, оставались без присмотра, когда воспитатель индивидуально бегала то подмывать, то одевать Соню. В результате случались травмы, драки и т. п.). Через некоторое время родители возмутились, написали коллективное письмо и ребенка убрали из группы. Так что вот Вам «непродуманное» инклюзивное образование. А где выход? Сколько лет ещё понадобится и на переоборудование помещений детских садов и на переоборудование нашего сознания?
Согласитесь мнения «За» читать приятнее, пусть даже, если при прочтении закрадывается кое-где червь сомнения в искренности авторских слов. Но мнения «Против» как бы они не были неприятны, живописуют нам наиболее правдивые картины нашей российской действительности.
У меня же самой есть ещё одно сомнение, а будут ли достигнуты между участниками процесса инклюзивного образования единомышление, общность интересов и, как следствие, дружба. И услышат ли родители детей без ограничений здоровья от своих чад, что они играют с особенными детьми, потому что они их друзья, а не потому, что им их жалко. Ведь жалость, в купе с состраданием и сопереживанием с одной стороны и дружба с другой стороны не всегда тождественны.