Анна Моторина
Инклюзивное образование в современном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим «особые дети» или дети с особенностями в развитии.
В настоящее время развитие ребенка через интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии. Л. С. Выготский еще в 30-е гг. 20 века обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.
Публикация «Инклюзивное образование в современном детском саду» размещена в разделах
Педагогическими работниками инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся воспитанников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации.
Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Открытие инклюзивной деятельности в детском саду №5 «СЕРПАНТИН» г. Ростова продиктовано потребностью общества и социальным заказом родителей (законных представителей). Осуществление инновационной деятельности в рамках инклюзивного образования «Особый ребенок» стало новым этапом в развитии дошкольного учреждения. Этот проект представляет собой современную модель развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и ставит задачу: предоставление ранней коррекционно-развивающей и социально-педагогической помощи детям, возможность их общения с нормально развивающимися воспитанниками. В ходе педагогического исследования стало очевидным, что существует потребность не только в оказании ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями, но и необходимость в их социализации в сообществе сверстников, социуме в целом.
Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования и адаптированной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей нами обеспечивается коррекция нарушений развития и социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательном процессе педагогами используются индивидуальные и коллективные формы работы с детьми по основным образовательным областям рабочей учебной программы, самостоятельно разрабатываемой участниками образовательного процесса.
Успешному обеспечению коррекции нарушений, развития различных категорий детей, способствует созданная в детском саду развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям стандарта дошкольного образования. Она наполнена современным занимательным оборудованием.
Образовательная деятельность проходит на основе партнерских взаимоотношений с детьми, где гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении. По сложившейся традиции для воспитанников данных групп проводятся занятия «Круг». На нем дети и педагоги играют вместе, «круг» держится силами всех участников, здесь важен каждый, все на равных позициях, все могут видеть и посмотреть друг другу в глаза, взяться за руки, получить поддержку от друзей и оказать ее самому. Дети учатся называть друг друга по имени, выбирать одного из участников и самим оказываться в центре внимания, контролировать свое поведение, совместно играть, в том числе в игры с правилами, приобретая первые навыки общения.
Оказание ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями в детском саду обеспечило их социализацию в сообществе сверстников, социуме в целом. Сейчас дети живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может». Для обычных воспитанников опыт совместной деятельности с «особенными» детьми формирует активную жизненную позицию, способствует проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Для детей с ограниченными возможностями здоровья появляется шанс раскрыться, открыть себя для себя и для других.
Родители становятся активными участниками и партнерами педагогических работников в создании и реализации индивидуальной программы развития на каждом этапе образовательного процесса. Надо отметить, что родители с желанием включаются в работу, ведь теперь у них есть возможность не только общения с педагогом, но и общения друг с другом, они вышли из узкого семейного круга.
Результатом доступной и полезной формы инклюзивного образования в нашей дошкольной организации, можно считать высказывание мамы, воспитанника группы: «Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных…».
Старший воспитатель Моторина А. А.