Ольга Третьякова
Инициатива и творчество в воспитании самостоятельности в современной системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, дошкольное образование гарантирует защиту прав личности ребенка, его социально- педагогическую безопасность, благополучное раскрытие потенциала личности и психолого- педагогическую помощь семье.
Один из основных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения является воспитание в духе открытости и понимания личности, обучение использованию мирных средств для разрешения разногласий, привитие уважения к другим, солидарности и сопричастности, в основе которых осознание собственной самобытности и существования.
Публикация «Инициатива и творчество в воспитании самостоятельности в современной системе дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Дети всегда стремятся к счастью, радости, самостоятельности. Это под силу выполнить окружающим взрослым. Без доверительных и нежных отношений, без взаимодействия со взрослыми это стремление удовлетворить непросто, как непросто решить и многие задачи современной педагогики.
О воспитании самостоятельности у дошкольников, пребывающих в условиях образовательного учреждения, говорить трудно. Самостоятельность - очень важная черта личности человека и неоднозначная. Порой нас возмущает, неумение нашего ребенка придумать игру, занять себя интересным делом, неспособность выполнить простейшее поручение, неуклюжие действия. Констатируем: самостоятельность не сформирована. А может она несвойственна детям до определенного возраста? В каком возрасте самостоятельность возникает? Можно ли ее целенаправленно формировать?
Выделим основные этапы воспитания самостоятельности, при которых правильные действия взрослых во многом определят будущее детей.
1. Самостоятельность- многокомпонентное психическое образование, состоящее из способности ставить перед собой задачу, удерживать конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения, соотносить полученный результат с исходным намерением.
2. Компоненты самостоятельности формируются неодновременно. Первые слова «Я сам» появляются, как правило, в возрасте двух лет, когда самостоятельность свойственна ребенку лишь на уровне намерения. Взрослые должны бережно относиться к его инициативе, поощрять ее и помогать осуществить задуманное. Как правило, нереализуемая инициатива может исчезнуть, не закрепившись в характере, и губительно сказаться на всем процессе становления личности ребенка.
3. Формирование способности совершать целесообразные, ведущие к достижению поставленной цели действия. Взрослые должны наблюдать и при необходимости направлять такие действия.
4. Способность дошкольника к оценке своих действий – завершает в целом этот процесс. Однако контроль за успешностью своей деятельности еще несовершенен и требует коррекции, дополнений и порой защиты от самих дошкольников. Ребенок, не добившись необходимого результата, бурно переживает свое неумение и страдает, когда его достижение не соответствует замыслу.
По мнению Т. С. Комаровой, основная функция педагога- воспитывать, обучать, взращивать ребенка. Поэтому деятельность педагога в детском саду отличается практико- ориентированной подготовкой. Современный педагог умеет взаимодействовать с детьми в рамках совместной партнерской деятельности, обеспечивает «занимательность» дошкольного образования.
Педагог может столкнуться с такой трудностью, когда ребенок демонстрирует недовольство ущемлением своего права на самообслуживание, убежден в праве осуществлять свои действия самостоятельно. Такие ситуации не всегда завершаются мирно. В определенный момент жизни у ребенка возникает стойкое желание самостоятельно выполнять действия всеми силами. Если взрослые поддерживают его, излишне не опекают, понимают, то тогда успешно развивается эта положительная черта характера. Следующая «трудность», в том, что ребенок никогда не произносит слов «Я сам», не предпринимает никаких попыток самостоятельных действий, хотя его всячески побуждают к этому. Преодоление трудностей и входит в содержание работы педагога.
И первые слова «Я сам» и первые попытки самостоятельно действовать, имеют непосредственное отношение к самостоятельности как таковой, но пока еще не являются самостоятельностью в полном объеме. Это признак зарождения ее важных и необходимых компонентов. Роль взрослого является определяющей. Он образец нормативных, специфических действий с предметами, взрослый- ценитель первичных умений ребенка, выражает свое отношение к действиям малыша, помогает своим присутствием справиться с опасением при овладении новым и неизвестным. Данный подход отражает идею развивающего обучения о «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Такая позиция соответствует мировым тенденциям в области дошкольного образования и раскрывается в следующем:
- ребенок должен быть интересен педагогу.
- педагог и ребенок должны создавать разные системы взаимодействия.
Следует помнить, ребенок имеет те же права, что и взрослый (право планирования образовательного процесса, выбора вида деятельности, игровых средств). Основные условия- ориентация педагога на детей, их высказывания, способность услышать ребенка, особая манера общения педагога с детьми. (Н. Е. Веракса)
Если педагог поможет ребенку овладеть способностью соотносить результат
в деятельности с предварительным намерением - это важный компонент в становлении самостоятельности, овладев всеми компонентами предметной деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля, ребенок способен воспроизводить ее самостоятельно. Только постепенно исключив в своих действиях элемент содействия взрослых, ребенок становится самостоятельным. Если слишком рано и интенсивно приобщать ребенка к самостоятельности получим «синдром беспомощности». Задача взрослых поддержать его, вселить уверенность в успех, порадоваться вместе с ним – он стал совсем самостоятельным!
Таким образом, взаимодействие педагога с детьми в воспитании самостоятельности строится с учетом двух позиций:
Первая: Цель педагога заключается в передаче опыта, трансляции знаний, умений и навыков. У педагога ведущая роль.
Вторая: Субъект отношений и деятельности – ребенок; и взрослый поддерживает инициативу, создает условия индивидуального развития и возможности выбора детьми способов, средств и действий.
Одновременно, важны степень свободы, предоставление возможности для самостоятельной деятельности детей, а также мера заорганизованности, деятельность непосредственно под руководством педагога. Важно найти золотую середину. Только тогда ребенок становится истинно самостоятельным.
Литература:
1. Актуальные проблемы дошкольного образования : Сб. науч. тр. Магнитогорск, 2003.
2. А. Б. Вифлеемский. Стандарт дошкольного образования : новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения. М. ТЦ «Сфера», 2016.
3. И. Ф. Слепцова. Профессиональный стандарт «Педагог» : вызовы времени и ключевые компетенции. М. ТЦ «Сфера», 2018.