Папки-передвижки

Инициатива и творчество в воспитании самостоятельности в современной системе дошкольного образования

Ольга Третьякова
Инициатива и творчество в воспитании самостоятельности в современной системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Общеизвестно, дошкольное образование гарантирует защиту прав личности ребенка, его социально- педагогическую безопасность, благополучное раскрытие потенциала личности и психолого- педагогическую помощь семье.

Один из основных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения является воспитание в духе открытости и понимания личности, обучение использованию мирных средств для разрешения разногласий, привитие уважения к другим, солидарности и сопричастности, в основе которых осознание собственной самобытности и существования.

Публикация «Инициатива и творчество в воспитании самостоятельности в современной системе дошкольного образования» размещена в разделах

Дети всегда стремятся к счастью, радости, самостоятельности. Это под силу выполнить окружающим взрослым. Без доверительных и нежных отношений, без взаимодействия со взрослыми это стремление удовлетворить непросто, как непросто решить и многие задачи современной педагогики.

О воспитании самостоятельности у дошкольников, пребывающих в условиях образовательного учреждения, говорить трудно. Самостоятельность - очень важная черта личности человека и неоднозначная. Порой нас возмущает, неумение нашего ребенка придумать игру, занять себя интересным делом, неспособность выполнить простейшее поручение, неуклюжие действия. Констатируем: самостоятельность не сформирована. А может она несвойственна детям до определенного возраста? В каком возрасте самостоятельность возникает? Можно ли ее целенаправленно формировать?

Выделим основные этапы воспитания самостоятельности, при которых правильные действия взрослых во многом определят будущее детей.

1. Самостоятельность- многокомпонентное психическое образование, состоящее из способности ставить перед собой задачу, удерживать конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения, соотносить полученный результат с исходным намерением.

2. Компоненты самостоятельности формируются неодновременно. Первые слова «Я сам» появляются, как правило, в возрасте двух лет, когда самостоятельность свойственна ребенку лишь на уровне намерения. Взрослые должны бережно относиться к его инициативе, поощрять ее и помогать осуществить задуманное. Как правило, нереализуемая инициатива может исчезнуть, не закрепившись в характере, и губительно сказаться на всем процессе становления личности ребенка.

3. Формирование способности совершать целесообразные, ведущие к достижению поставленной цели действия. Взрослые должны наблюдать и при необходимости направлять такие действия.

4. Способность дошкольника к оценке своих действий – завершает в целом этот процесс. Однако контроль за успешностью своей деятельности еще несовершенен и требует коррекции, дополнений и порой защиты от самих дошкольников. Ребенок, не добившись необходимого результата, бурно переживает свое неумение и страдает, когда его достижение не соответствует замыслу.

По мнению Т. С. Комаровой, основная функция педагога- воспитывать, обучать, взращивать ребенка. Поэтому деятельность педагога в детском саду отличается практико- ориентированной подготовкой. Современный педагог умеет взаимодействовать с детьми в рамках совместной партнерской деятельности, обеспечивает «занимательность» дошкольного образования.

Педагог может столкнуться с такой трудностью, когда ребенок демонстрирует недовольство ущемлением своего права на самообслуживание, убежден в праве осуществлять свои действия самостоятельно. Такие ситуации не всегда завершаются мирно. В определенный момент жизни у ребенка возникает стойкое желание самостоятельно выполнять действия всеми силами. Если взрослые поддерживают его, излишне не опекают, понимают, то тогда успешно развивается эта положительная черта характера. Следующая «трудность», в том, что ребенок никогда не произносит слов «Я сам», не предпринимает никаких попыток самостоятельных действий, хотя его всячески побуждают к этому. Преодоление трудностей и входит в содержание работы педагога.

И первые слова «Я сам» и первые попытки самостоятельно действовать, имеют непосредственное отношение к самостоятельности как таковой, но пока еще не являются самостоятельностью в полном объеме. Это признак зарождения ее важных и необходимых компонентов. Роль взрослого является определяющей. Он образец нормативных, специфических действий с предметами, взрослый- ценитель первичных умений ребенка, выражает свое отношение к действиям малыша, помогает своим присутствием справиться с опасением при овладении новым и неизвестным. Данный подход отражает идею развивающего обучения о «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Такая позиция соответствует мировым тенденциям в области дошкольного образования и раскрывается в следующем:

- ребенок должен быть интересен педагогу.

- педагог и ребенок должны создавать разные системы взаимодействия.

Следует помнить, ребенок имеет те же права, что и взрослый (право планирования образовательного процесса, выбора вида деятельности, игровых средств). Основные условия- ориентация педагога на детей, их высказывания, способность услышать ребенка, особая манера общения педагога с детьми. (Н. Е. Веракса)

Если педагог поможет ребенку овладеть способностью соотносить результат

в деятельности с предварительным намерением - это важный компонент в становлении самостоятельности, овладев всеми компонентами предметной деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля, ребенок способен воспроизводить ее самостоятельно. Только постепенно исключив в своих действиях элемент содействия взрослых, ребенок становится самостоятельным. Если слишком рано и интенсивно приобщать ребенка к самостоятельности получим «синдром беспомощности». Задача взрослых поддержать его, вселить уверенность в успех, порадоваться вместе с ним – он стал совсем самостоятельным!

Таким образом, взаимодействие педагога с детьми в воспитании самостоятельности строится с учетом двух позиций:

Первая: Цель педагога заключается в передаче опыта, трансляции знаний, умений и навыков. У педагога ведущая роль.

Вторая: Субъект отношений и деятельности – ребенок; и взрослый поддерживает инициативу, создает условия индивидуального развития и возможности выбора детьми способов, средств и действий.

Одновременно, важны степень свободы, предоставление возможности для самостоятельной деятельности детей, а также мера заорганизованности, деятельность непосредственно под руководством педагога. Важно найти золотую середину. Только тогда ребенок становится истинно самостоятельным.

Литература:

1. Актуальные проблемы дошкольного образования : Сб. науч. тр. Магнитогорск, 2003.

2. А. Б. Вифлеемский. Стандарт дошкольного образования : новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения. М. ТЦ «Сфера», 2016.

3. И. Ф. Слепцова. Профессиональный стандарт «Педагог» : вызовы времени и ключевые компетенции. М. ТЦ «Сфера», 2018.

Публикации по теме:

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Фотозарисовка «Творчество в подготовительной группе дошкольного образования на занятиях» за 2018–2019 учебный годФотозарисовка «Творчество в подготовительной группе дошкольного образования на занятиях» за 2018–2019 учебный год Уважаемые коллеги, хочу продолжить рассказ о нашем творчестве на занятиях в группе "Дошкольное образование"за прошедший 2018-2019 учебный.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инициатива и творчество в воспитании самостоятельности в современной системе дошкольного образования
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 20:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инициатива и творчество в воспитании самостоятельности в современной системе дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Третьякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД