Людмила Тополева
Информационный проект «Неизвестная вселенная»
▼ Скачать + Заказать документы
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Информационный проект «Неизвестная вселенная» - разработан учителем-логопедом Тополевой Людмилой Владимировной муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад № 70 «Теремок».
Участники проекта - воспитанники старшей группы (5-6 лет, воспитатели учитель-логопед и родители.
Публикация «Информационный проект „Неизвестная вселенная“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Тематика освоения космоса - соответствует возрасту и интересам старших дошкольников. Проект является информационным, направлен на формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства на развитие у детей познавательной активности, любознательности, наблюдательности в нахождении информации по теме, интереса к неизведанному, чувства патриотизма и гордости за вклад своей страны в освоение космоса.
Привлечение родителей к проблеме развития познавательной сфере ребёнка. Способствование установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Данный проект может быть реализован в ДОУ на познавательных занятиях и занятиях по развитию речи.
Продолжительность проекта – 1 месяц.
Проект приурочен - к Всемирному дню авиации и космонавтики и 60 летию с момента первого полета человека в космос.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Современный человек и наука в своём развитии не стоят на месте. Человечество совершает новые прорывы в освоении космоса, так как он является самым неизученным пространством для землян. Загадки и тайны космоса привлекали всегда, поэтому ещё в древние времена люди мечтали о полёте в космос. Сейчас, в условиях технического прогресса, учёные и космонавты осуществляют эту мечту. Благодаря им мы узнаём много интересного о космосе, можем приблизится к загадкам вселенной.
Космическая тема привлекает интерес детей и их родителей. Именно поэтому был выбран метод проекта, который мы назвали «Неизвестная вселенная».
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос - большая тема для исследовательской деятельности. Она направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Вопросы, направляющие проект :
- Что можно узнать о исследованиях в космосе из книг, из интернета, от воспитателей и родителей?
- Почему человек исследует космос?
- Как космос влияет на жизнь человека?
Наш проект будет реализовываться в три этапа: подготовительный, практический и итоговый (заключительный).
Подготовительный – изучение литературы, составления плана, поиск материала для изучения, используя литературу, научные статьи, сеть интернет, знакомство родителей на собрании с материалами проекта.
Практический – организация и проведение всех запланированных мероприятий проекта, направленные на изучение темы «Неизвестная вселенная» : рассматривание иллюстраций, рассказы педагогов и родителей об исследованиях ученых Вселенной, экскурсия в детскую библиотеку, в музей истории, разработка педагогами непосредственной образовательной деятельности, просмотр видеоматериалов, составление картотек, создание электронных презентаций.
Итоговый – Создание предметно-развивающей среды. Познавательно-тематический праздник с детьми. Представление проекта на педагогическом совете ДОУ.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: формирование представлений о Вселенной, Солнечной системе и её планетах, истории освоения космоса, изучения тенденции развития в области космонавтики.
Задачи для воспитателя:
1. Систематизировать и разработать материалы по проекту для дошкольников и преподнести в доступной форме.
2. Разработать конспекты занятий.
3. Подобрать материал к проекту.
4. Заинтересовать и привлечь детей и родителей к активному участию в реализации проекта.
Задачи для детей:
1. Развитие у детей первоначального понимания астрономии и привитие интереса к космической теме.
2. Освоить знания о вкладе и роли России в изучении и покорении космоса.
3. Развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность и патриотизм.
Задачи для родителей:
1. Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок и другие форм работы.
2. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
По ходу проведения проекта были использованы следующие методы и приемы обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности детей: методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы) : элементы рассказа-выступления; элементы фронтальной беседы.
2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы) : метод демонстраций.
3. Методы стимулирования и мотивации дошкольников: эмоциональные методы; познавательные методы.
Общеобразовательные принципы, используемые в рамках проекта :
1. Принцип сознательности и активности детей: понимание детьми целей предстоящей работы, плана действий и методики работы.
2. Принцип наглядности обучения: демонстрация всех действий, выполняемых детьми.
3. Принцип систематичности и последовательности: опора на полученные ранее знания детей и их умения.
4. Принцип доступности:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
5. РЕСУРСЫ
Для реализации информационно-познавательного проекта «Неизвестная вселенная» были использованы следующие ресурсы:
1) временные:
- занятия в соответствии с программными и санитарными требованиями,
- время, отведённое на свободную деятельность детей.
2) информационные :
- использование возможностей интернета в поиске информации,
- консультации и методическое объединение по педагогическому проектированию,
- знакомство родителей на собрании с материалами проекта,
- телевизор, книги, журналы, энциклопедии о космосе, интернет.
3) научно-методические:
- подбор теоретических материалов по познавательной деятельности в области космоса,
- разработка конспектов занятий, физминуток и загадок.
4) организационные:
- организация совместной работы детей и родителей по тематике проекта,
- определение критериев эффективности реализации проекта,
5) материально-технические:
- оформление презентаций проекта,
- оформление развивающей среды.
6. ПАРТНЕРЫ
1. Центральная детская библиотека г. Балаково.
2. Музей истории г. Балаково.
7. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«Неизвестная вселенная»
Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в обсерваторию», «Путешествие со Звездочетом».
Свободное общение на тему проекта.
Коммуникативные игры (создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия). НОД по рисованию в старшей группе (5-6 лет) по теме: «Лунный пейзаж»
НОД по пластилинографии в старшей группе (5-6 лет) по теме: «Солнечная система»
Познавательное развитие Речевое развитие
Создание электронных презентаций: «Вводная презентация о космосе», «Вклад ученых в изучении Вселенной», «Обсерватории и телескопы», «Астероиды», Пришельцы из космоса – Метеориты», «Черные дыры».
Наглядный материал: картинки -«Планеты Солнечной системы», «Галактики», «Искусственные спутники земли», «Строение Солнечной системы», «Комета», «Метеорит», «Астероид», «Черная дыра», «Космический мусор», портреты – Юрий Гагарин, Сергей Королев.
НОД «Путешествие на планету Математическая фантазия»,
Дидактические игры: «Планеты», «Звезды», «В обсерватории», «Метеоры и метеориты»
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях. НОД логопедическое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».
Картотека по развитию связной речи по теме «Космос» : «Чтение, ответы и вопросы, пересказ «Солнце», «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать», «Объясни словечко», «Какое слово не подходит», «Что лишнее и почему?», «Чтение, ответы на вопросы, пересказ. Почему солнце всходит и заходит?», «Что общего и чем отличаются», «Космические станции», «Искусственные спутники»,
комплекс артикуляционной гимнастики по теме «Космос», упражнения для развития речевого дыхания, мимические упражнения.
Координация речи с движением: «Космическая зарядка»,
«Мы летим к другим планетам!»
Художественно-речевая деятельность: сочинение рассказов, стихов, загадок о космосе.
Физическое развитие Лаборатория космических опытов
Подвижные игры: «Астроном», «Невесомость», «Солнце – чемпион», «Солнце светит раз.», «Космонавты»,
«Соберемся в полет», «Ракета», «Земля, Огонь, Вода, Воздух».
Картотека опытов: «Солнечная система», «Солнце и земля», «Затмение Солнца», «Вращение луны»
«Голубое небо», «Далеко близко», «Далеко ли до луны», «Дневные звезды», «Далекое свечение», «За горизонтом», «Затмение и корона», «Звездные кольца», «Звездные часы».
Музыкальная гостиная Космо-кинозал
Песни: «К далеким звездам» слова Е. Черных, музыка Б. Фиготина, «Межпланетный круизер» слова Н. Вайнер, музыка А. Вайнер. Видеоматериал: «Астрономия для детей. Планеты Солнечной системы», Мультфильм Смешарики: «Наука для детей – Все о космосе и звездах»
Здоровьесберегающие технологии Формы взаимодействия с семьёй
Комплекс утренней гимнастики
«Полет к звездам», комплекс корригирующей гимнастики после сна
«Мы здоровые», пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять…», Физкультминутки: «Космонавт», «Космос»
Комплекс пальчиковой гимнастики по теме: «Космос» : «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать», «1,2,3,4,5 в космос полетел отряд», «Космонавт», «Планеты», «Астрономическая считалка», «Ракета». Поиск вместе с родителями информации об изучении учеными Вселенной.
Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия педагогов-детей-родителей:
- анкетирование;
- родительская почта;
- устные педагогические журналы;
- беседы;
- наглядная педагогическая пропаганда. Консультации для родителей: «Знакомим ребенка с космосом», Папка передвижка: «Астрономия и космос для детей», Родительское собрание: «Прогулка по планетам»
Просмотр родителями с детьми мультфильмов (на выбор).
Чтение художественной литературы Режимные моменты
Подборка: сказок - «Сказка про звезды и космос: «Откуда взялись созвездия», «Необычный звёздный мир или сказка про полярную звезду и ее подруг», стихов - В. Берестов «Луноход», В. Астеров «Звездный дом», Н. Цветкова «Космос», загадок для детей. Рассказы детям об интересных фактах и событиях; свободное общение.
Рассматривание, обследование, наблюдение.
Опыты, игры-экспериментирования, исследования.
Решение проблемных ситуаций, занимательных задач; отгадывание загадок.
Создание макетов.
Конструирование.
Дидактические, развивающие интеллектуальные игры.
Просмотр и обсуждение презентаций, видеофильмов.
Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг и детских иллюстрированных энциклопедий.
Поиск ответов на вопросы в детских иллюстрированных энциклопедиях
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
- сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
- появление у детей чувства гордости за достижения в отечественной космонавтики;
- освоение доступных знаний о космосе;
- повышение познавательной активности.
Для педагогов:
- повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- распространение педагогического опыта в использовании электронных образовательных ресурсов;
- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
- повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями воспитанников;
- удовлетворенность работой.
Для родителей:
- установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
- совместный поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых;
- обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
- приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
9. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
- Показ открытого занятия для педагогов дошкольных учреждений района.
- Публикация материалов проекта в журналах.
- Обобщение опыта работы над проектом на заседаниях «Творческой гостиной» по самообразованию педагогов ДОУ.
- Разработка плана-графика межгруппового проекта на космическую тематику для детей старших групп.
- Участие с проектом «Неизвестная вселенная» в муниципальном конкурсе информационных проектов, посвящённых Году российской космонавтики в апреле 2021г.
- Подключение финансового обеспечения для реализации проекта (создание альбомов, иллюстраций, печать конспектов и материалов проекта в цветном варианте, поощрение всех участников проекта).