Анастасия Гришина
Информационные компьютерные технологии в работе учителя логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время происходит все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, играет роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.
Публикация «Информационные компьютерные технологии в работе учителя логопеда» размещена в разделах
Актуальность использования информационных технологий в совре-менном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием ин-формационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
В настоящее время можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это доступно и привычно для детей нового поколения, но и необходимо для современного педагога.
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи школьников учителя-логопеды стали использовать обучающие компьютерные программы, которые позволяют проводить более качественную и эффективную коррекционную помощь для детей с нарушениями речи. Следует сказать о том, что значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению интереса к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Таким образом, новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.
Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые карты, карточки с заданиями, конспекты индивидуальных и фронтальных занятий) в электронном виде, создание презентаций и т. д., облегчает работу, сокращает время, затрачиваемое учителем-логопедом на ведение необходимой документации.
Процесс обучения ребенка с нарушением речи очень не прост и зани-мает у него достаточное количество времени и сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем угасает, так как эти занятия часто носят монотонный характер. Используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, учитель-логопед при этом решает следующие задачи: повышение мотивации детей к логопедическим занятиям; формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом; адекватная оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютером ; положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий.
Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить – одна из основных задач в коррекционной работе логопеда. В данном случае компьютерные технологии служат средством оптимизации процесса коррекции речи у детей. Существуют специально разработанные компьютерные программы, которые в своей работе может использовать учитель-логопед : «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и многое другое,которые предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей,позволяют эффективно организовать как индивидуальную так и подгрупповую работу с детьми.
Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Следовательно, у него развивается мышление и его основные операции : обобщение и классификация. В процессе занятий на компьютере у детей улучшаются память и внимание, так как передаваемая информация в привлекательной для ребенка форме, не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Также работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться «знаковая функция сознания», то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это реальные вещи, картинки, схемы, слова, числа.
Занятия с использованием интерактивных технологий для детей имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В играх даже самых простых детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, использовать компьютерные мышки, интерактивные карандаши для работы на интерактивной доске, все это способствует развитию мелкой моторики рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.
Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, а правильное и грамотное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с учителем – логопедом, также к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом, что очень важно в коррекционной работе. Ребенок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима дошкольнику, для дальнейшего обучения в школе.
Используемая Литература:
1. Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59
2. Кутепова Е. Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия : методические традиции и новаторство. – М., 2003
3. "Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе" https://www.logoped.ru/pomalv01.