Наталья Кулик
Информационно-творческий проект в подготовительной группе «Тик-так часики идут.» Учимся определять время по часам»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель
детского сада №15
Колпинского района
Кулик Н. В.
Описание работы: данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах дошкольной подготовки детей.
Тема проекта : ««Тик-так часики идут.» Учимся определять время по часам.»
Публикация «Информационно-творческий проект в подготовительной группе „Тик-так часики идут,“ Учимся определять время по часам“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Цель проекта : повысить уровень интеллектуального развития закрепляя умение определять время по часам у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, умение ориентироваться во времени.
2. Продолжать знакомить с приборами для измерения времени (песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением. Закреплять знания о принципе работы часов и их роли в жизни человека. Познакомить детей с деталями часов (циферблат, стрелки)
3. Формировать умение определять время по часам с точностью до часа.
4. Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры, развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном, развивать творчество детей, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников.
5. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
6. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.
Актуальность: С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, начало рабочего дня, передачи по телевидению - все происходит в точно назначенный час. Тысячи лет назад люди определяли время по смене дня и ночи, петуха, солнца…Время шло и люди придумывали новые приборы для измерения времени. Постепенно часы стали необходимостью для каждого из нас.
Вид проекта : Информационно-творческий, групповой.
Участники проекта : Дети подготовительной группы (6-7 лет)
Сроки: Краткосрочный проект (2 недели февраля)
План реализации проекта :
1. Встреча и обсуждение проекта;
2. Объяснение идеи и задания;
3. Подбор необходимых материалов и инвентаря для изготовления поделок;
4. Реализация проекта :
-ОО социально-коммуникативное развитие
( Дидактические игры: «Путешествие в страну часов»; «Учим часики»; «Время»; «Знакомим со временем»; «Часики»; умный малыш «Знай время»; Развивающая игра «Режим дня»; Игра «Молчанка»; Игра «Назови часы»; Игра «Ходят стрелочки по кругу»; Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»)
-ОО познавательное развитие
( Беседы: «Что мы делаем в разное время?», «Что я знаю о часах», «Какие бывают часы». Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».)
-ОО речевое развитие
(Чтение познавательной литературы о различных видах часов. Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». «Рассказ про время для детей», «Будильник Деда Мороза», «Будильник», загадки, стихи, пословицы и поговорки.)
-ОО художественно-эстетическое развитие
(Рассматривание иллюстраций часов. Изготовление с детьми макета часов (каждому ребенку) : лепка (цифры); рисование (циферблат); аппликация и конструирование (стрелки часов держатся за счет пуговиц и проволоки). Создание альбома «Часы», «Наш режим дня в детском саду». Создание презентации «Наш режим дня в детском саду»
-ОО физическое развитие
Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
Этапы:
1. Подготовительный этап :
1. подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
2. Определить основные направления работы.
3. Систематизация материала по данному вопросу.
Подготовить оборудование для изготовления макета механических часов.
4. Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
5. Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
6. Изготовление большого макета механических часов.
7. Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
2. Основной этап. Реализация проекта :
1. - Беседы: «Что мы делаем в разное время?», «Что я знаю о часах», «Какие бывают часы».
2. - Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
3. - Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». «Рассказ про время для детей», «Будильник Деда Мороза», «Будильник», загадки, стихи, пословицы и поговорки.
4. - Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
5. - Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
6. - Рассматривание иллюстраций часов.
7. – Изготовление с детьми макета часов (каждому ребенку) : лепка (цифры); рисование (циферблат); аппликация и конструирование (стрелки часов держатся за счет пуговиц и проволоки)
8. Дидактические игры: «Путешествие в страну часов»; «Учим часики»; «Время»; «Знакомим со временем»; «Часики»; умный малыш «Знай время»; Развивающая игра «Режим дня»; Игра «Молчанка»; Игра «Назови часы»; Игра «Ходят стрелочки по кругу»;
9. - Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
10. - Создание альбома «Часы», «Наш режим дня в детском саду».
11. - Создание презентации «Наш режим дня в детском саду»
12. - Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки);
- Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.
- Опрос «Что знают дети о часах?»
- Беседа «Учим детей определять время»
- Консультация «Тик – так…тик – так… расскажите часики, что не так»
- Привлечение родителей к сбору информации о часах и пополнении экспонатов музея.
3. Заключительный этап.
1. - Презентация проекта - оформление папки;
2. - Создание альбома с детьми «Часы», «Наш режим дня в детском саду».
3. - Создание мини- музея «Часы»
4. - Изготовление макета больших часов и часов для каждого ребенка
5. - Создание презентации «Наш режим дня в детском саду»,
6. - Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
7. - Подборка энциклопедий «Часы».
8. Выставка детских рисунков (совместно с родителями) старинных часов
Ожидаемый результат:
Данный проект дает детям возможность закрепить знания об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год)
Развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру.
Дети научатся определять время по часам, планировать свою деятельность в зависимости от наличия времени.
Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредством продуктивной деятельности - создания собственного макета часов.
Итоги проведения проекта :
Воспитатель задает детям вопросы, а они отвечают.
- Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).
- На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).
- Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).
- Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).
- Какие часы наиболее точно показывают время? (Наиболее точно показывают время электронные часы).
Данный проект дал детям :
-возможность закрепить знания об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год)
-развил чувство времени, умение чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени
- способствовал развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру.
- проект способствовал развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, в продуктивной деятельности - создание собственного макета часов.
Используемая литература:
1. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991.
2. Бортников Е. Чудо – обучайка. Изд-во «Литур» 2006г
3. Т. А. Шорыгина «Беседы о пространстве и времени»
4. Методическое пособие Умные книжки. Веселые часы. Определяем время. Для детей 5-6 лет Пособие.
5. Д/игра «Все о времени»
6. Сухарева Э. Л. Учим играя. – Ярославль, 1992.
7. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., ил
8. Т. В. Владимирова, Л. А. Халидулина «Путешествие во времени».
9. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-udivitelnyi-mir-chasov.html
10. https://50ds.ru/vospitatel/1025-zanyatie-v-podgotovitelnoy-gruppe-po-teme-znakomstvo-s-chasami.html
11. https://www.maam.ru/detskijsad/neposredstveno-obrazovatelnaja-dejatelnost-v-podgotovitelnoi-grupe-opredelenie-vremeni-po-chasam.html
12. https://dsv222.mskobr.ru/base/proekt-istoriya-chasov/
13. https://www.myshared.ru/slide/373000/
14. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/8380.html
15. https://www.razvitierebenka.com/2012/08/Izuchaem-chasi.html#.UzGQTEBAZLj
16. https://en.coolreferat.com/Ориентировка_во_времени_детей_дошкольного_возраста