Оксана Сивова
Информационно-творческий проект «Хороша игрушка расписная»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «Детство» ( Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.) Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Вид проекта : информационно-творческий, познавательный, игровой.
Публикация «Информационно-творческий проект „Хороша игрушка расписная“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : краткосрочный. (с 05 ноября по 11 ноября 2015г.)
Место проведения: МДОАУ д/с «Солнышко»
Участники проекта : дети второй средней «А» группы, воспитатели. Родители воспитанников, законные представители ребенка.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы
Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.
О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно, и мы хорошо знаем весь путь его развития. И уж тем более неизвестен он детям, только познающим тонкости искусств и ремесел. Поставив перед собой задачу, ввести детей в мир дымковской игрушки, мы открываем для них новое, прекрасное, родное. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство-все это близко и интересно детям.
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Цель проекта : ознакомление детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи проекта.
Дать детям представление о видах народного декоративно-прикладного искусства.
Дать расширенные представления о дымковской игрушке, ее назначении в прошлом и настоящем, ее специфике и образной выразительности.
Организовать деятельность детей в оснащенных материалами и оборудованием центрах активности по предложенной теме.
Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров.
Формировать знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки.
Развивать изобразительные навыки детей.
Оформить отдельный уголок по народному искусству в группе, используя наглядный материал, работы детей и родителей.
Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций.
Воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев.
Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Предполагаемый результат.
В ходе реализации данного проекта «Хороша игрушка расписная» :
у детей появился устойчивый познавательно-творческий интерес к дымковской росписи;
дети знают семантику элементов росписи, могут назвать все ее элементы;
в процессе ознакомления родителей с народным искусством (через рекомендации, консультации, совместную деятельность в подборе материалов) нами был замечен неподдельный интерес их к народному искусству;
создали необходимую развивающую предметную среду в группе (добавили и обобщили материал по декоративно-прикладному искусству);
на протяжении всего проекта дети с большим удовольствием и интересом принимали участие во всех видах деятельности, заучивание стихотворений и чтение потешек оказало благотворное влияние на речевое развитие.
Эффективность проекта.
В процессе реализации данного проекта воспитанники познакомились с древнейшим промыслом России – дымковской игрушкой; с историей ее появления на Руси; с видами и многообразием игрушек. Родители расширили свои знания о дымковской игрушке. Чтение потешек оказало благотворное влияние на речевое развитие детей.
В процессе изготовления дымковских игрушек ребята не только продолжили знакомство с русской народной игрушкой, но и получили положительные эмоции, а изготовление работ к выставке «В мире дымковской игрушки» еще более сблизило родителей и детей.
Продукт проектной деятельности :
-Полочка красоты «Хороша игрушка расписная»
-Буклет с художественными произведениями о дымке
-Презентация на тему «Дымковская игрушка»
-Творческая выставка детских работ «Красота дымки»
Ресурсное обеспечение проекта
Информационное :
-Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.) Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Детям о народном искусстве Сост. А. А. Грибовская (М., «Просвещение» 2001)
-Дымковская игрушка И. Я. Богуславская (Издательство «Художник РСФСР 1988)
Материально-техническое:
Реализация проекта требует оформления в групповой комнате предметно-пространственной развивающей среды по ознакомлению детей с дымковской игрушкой и народно-прикладным искусством. Изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования совместной деятельности необходимо фото и видеооборудование.
Кадровое:
- Воспитатели.
Системная паутинка проекта
Тематический план работы с детьми
Разделы работ Основное содержание
Образовательная деятельность «Познание»
Беседа: «В гости к дымковским мастерам»; изделия дымковского промысла; иллюстрации дымковских игрушек; стихотворение А. Дьякова – «Веселая дымка»; ПИД – смешивание красок, выполнение узора на бумаге.
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование – «Дымковская игрушка – лошадка» (Приложение №7)
Раскраска «Дымковская игрушка»; шаблоны дымковских игрушек; рассматривание элементов росписи; рассматривание иллюстраций в альбомах о народных промыслах.
Чтение художественной литературы
Стихотворения: «Красная девица».
В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
Л. Гулыга «Пестрый хоровод».
И. В. Кадухина «Едет дедушка Егор.».
Загадки о дымковских игрушках.
Русские стихи - потешки.
(Приложение № 6).
Музыка
Слушание произведения: русская народная песня в обработке
Р. Рустамова «Пойду ль я,
выйду ль я…»; плясовая мелодия русской народной песни «Ах, вы сени», «Кадриль»; музыкально-ритмическое движение «Маленький хоровод» в обработке М. Раухвергера; музыкально-дидактическая игра «Кукла шагает и бегает», «Тихо-громко», «На чем играю».
«Социально-коммуникативное развитие»
Беседа «Дымковская игрушка», «Характерные особенности росписи дымковской игрушки»; развивающая игра-лото «Народные промыслы». Дидактические игры: «Найди лишний орнамент», «Дорисуй узор».
«Речевое развитие»
Знакомство с поэзией: М. Г. Смирнова «Дымка»
«Физическое развитие»
Народные подвижные игры: «Золотые ворота», «Карусель», «Шел козел по лесу…»
Работа с родителями
1. Консультации для родителей:
«Сказки читаем — речь развиваем!» (Приложение № 1)
«Знакомьте малышей с народным фольклором» (Приложение № 2)
«Все о дымковской игрушке» (Приложение № 3)
2. Картотека: «Русские народные игры для малышей» (Приложение № 4)
3. Анкетирование родителей (Приложение № 5)
4. Помощь родителей в создании полочки красоты «Хороша игрушка расписная»
5. Творческая выставка детских работ «Красота дымки»
6. Совместно с родителями подготовить шаблоны дымковских игрушек.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобная совместная деятельность, игры и продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления. Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.
Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов и объединение различных видов деятельности, интегрируясь, т. е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
Приложение №1
Консультация для родителей
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.
Сказка научит ребенка:
-пересказывать близко к тексту;
- обогатит словарь образными выражениями;
-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);
- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;
- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.
После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик) мышку и др.
В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?
Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»
Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.
«Сказочник»
Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.
«Накорми животное»
Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова-еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
Приложение №2
Консультация для родителей
«Влияние народных промыслов
на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Получить в детстве начало
эстетического воспитания – значит
на всю жизнь приобрести чувство
прекрасного, умение понимать и
ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному
творчеству.
Н. А. Ветлугина
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т. д.
Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».