Наталья Позинова
Творческий проект «Сказки в гости к нам идут»
▼ Скачать + Заказать документы
Среднеочный проект «Сказки в гости к нам идут» для подготовительной группы МБДОУ детский сад
№10[/b]
Музыкального руководителя Позиновой Натальи Васильевной
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатели, родители.
Аннотация проекта:
• тип проекта: познавательно - творческий.
• направленность деятельности: воспитательно - образовательная,
художественно-эстетическая;
Публикация «Творческий проект „Сказки в гости к нам идут“» размещена в разделах
• число участников проекта: дети подготовительной группы (21человек, родители, воспитатели (2 человека);
• сроки проведения: ноябрь-декабрь 2016год ;
• характер контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность проекта
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Современные дошкольники, особенно старшего возраста, теряют веру в сказки, в чудеса, а какое же детство без волшебства! Помочь детям найти светлое, доброе в разных проявлениях окружающей жизни - задача взрослых.
Данный возраст детей способствует нравственному обогащению ребенка по средствам сказок.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказки в гости к нам идут» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:
- развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
- развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
- дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
- развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;
- дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия
• Дети не достаточно знают сказки волшебные, которые помогают окунуться в чудеса;
• между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
• между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
• между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
• между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе.
Гипотеза проекта
Если систематически использовать сказочные темы на занятиях, в частности новогоднюю тематику, то в результате у детей дошкольного возраста повысится вера в добрые сказки и желание самим созидать и творить, превратившись в маленьких волшебников - помощников Деда Мороза.
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:
- развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
- выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
- расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказки в гости к нам идут». Подведением итогов проекта будет открытое мероприятие в форме Новогоднего праздника «Сказки в гости к нам идут!».
Задачи проектной деятельности
- продолжать знакомить детей с волшебными сказками, авторскими; русскими – народными;
- теоретически обосновать тему «Сказки в гости к нам идут», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
- приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке», поощрять творческое проявление в придумывании сказок;
- проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
Предполагаемые результаты
o дети узнают много новых сказок.
o Сформировать эмоционально-оценочного отношения к музыке.
o Развить образное мышление и творческое воображение.
o Повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
o Получить первый опыт самооценки.
o Творческое самовыражение воспитанников (дети пробуют свои силы в придумывании сказок совместно с родителями).
Основные методы проекта
- Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы.
- Изучение педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
- Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».
- Наблюдение, обобщение и подведение итогов проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно подготовить новогодний музыкально - театрализованный праздник по сказкам, где одним из персонажей будет Баба Яга.
Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось)
Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!
Чтоб была я в ней не злая, а добрая!
1. Концептуальный
(ноябрь-первая половина месяца) Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов
2. Подготовительный
(ноябрь-первая половина месяца) Подбор методического материала, фонотеки, разработка сценария. Планирование работы над музыкальной сказкой.
Создание модели организации работы по теме «Сказки в гости к нам идут» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей.
4. Практический
(Ноябрь-декабрь) Внедрение различных форм работы по теме «Сказки в гости к нам идут» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.
Музыкальная гостиная «Сказки в гости к нам идут» - презентация (конспект прилагается).
5. Заключительный
(Декабрь)
Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.
6. Итоговый
(Декабрь) Сбор данных по результатам деятельности. Создание модели организации работы по теме «Сказки в гости к нам идут» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. Восприятие музыки:
Сказка-балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»: «Танец Мари и принца», «Марш», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс снежных хлопьев». «Вальс цветов», танец феи Драже, испанский танец, арабский танец, китайский танец, русский танец «Трепак».
2. Музыкально-ритмические движения:
Разучивание индивидуальных композиций героев сказок «Золушка», «Буратино», «По щучьему велению»;
подгрупповых и групповых хореографических композиций : «Танец ёлочек» С. Островой, «Смени пару» («Добрый жук» А. Спадавеккиа,
«Танец восточных красавиц», «Карнавал» В. Раинчик.
3. Театрализованная деятельность:
Разучивание стихов, ориентирование в пространстве, развитие жестов, движений, мимики.
4. Вокальная деятельность:
«Песню Снегурочки» муз. и слова Л. Олифировой ; «Добрый жук»
А. Спадавеккиа (сольное пение); «Новогодний хоровод» Г. Сруве; «Зима в России» Н. Куликовой; «Пришла зима» Е. Туманян.
5. Игровая деятельность:
Хоровод-игра «Бабка-Ежка» сл. и муз. Т. Морозовой, подвижные Новогодние музыкальные хороводы - игры с дедом морозом и Снегурочкой
6. Инструментальная деятельность:
«Танец маленьких лебедей» П. Чайковский; «Зима в России» Н. Куликовой.
Итоговые мероприятия:
Музыкальная гостиная: сказка-балет «Щелкунчик» П. Чайковский.
Новогодний праздник: «Сказки в гости к нам идут!» (сценарий праздника прилагается)
Обеспечение проектной деятельности:
1. Методическое.
- «Камертон». Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Автор/составитель: Костина Э. П.
Издательство: М. : Просвещение; 2004 г.
- О. П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
- О. П. Радынова. А. И. Катинене. М. Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
- А. И. Буренина «Ритмическая мозаика».
- Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
2. Материально-техническое.
- Декорации, атрибуты;
- Диски с музыкальными сказками;
- Музыкальный центр;
- Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
- Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О. П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах
3. Дидактическое.
Творческие задания, направленные на:
- формирование музыкального и импровизационного творчества.
- восприятие музыкального образа через синтез искусств.
Викторина к Новогоднему празднику «Сказки в гости к нам иду
т».[/b]
Слайд 1
Снег кружится за окном,Новый год приходит в дом…
Наверное, для многих самый сказочный, добрый и волшебный праздник – это, конечно же, Новый год. Ведь именно в ночь с 31 декабря на 1 января может случиться любое чудо. В этот день мы загадываем самые несбыточные желания и верим в их осуществление. В этот день любой может начать новую жизнь, полную ярких красок и впечатлений. Все мы ждем подарки на Новый год. Послушным детям их приносит добрый Дедушка Мороз, взрослым приходится заботиться о подарках своим близким самостоятельно.
Слайд 2
Мы знаем, что Дед Мороз, этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, он стал символом новогодних праздников. В древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе –хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника.
Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. Ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника,а о злых силах давно забыли.
Слайд 3
В грамзаписи слышится смех бабы Яги.
Муз. рук: Ребята, что это за смех какой-то странный! Ничего не понимаю.
Вдруг музыкальный руководитель неожиданно находит «волшебную» снежинку.
Интересно, откуда эта снежинка здесь появилась? Может быть она нам подскажет, что всё таки происходит?
Берёт снежинку.
Ой, на ней что-то написано. Сейчас прочитаю. (Читает загадку про Бабу Ягу.)
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
Муз. рук: Ребята, о ком же идёт речь?
Дети: О Бабе Яге!
На экране появляется изображение Бабы Яги с письмом в руках.
Слайд 4
Смотрите, да это же сама Баба Яга и мне кажется, что она хочет передать нам какое-то письмо. Сейчас посмотрим, что же в нём написано.
Далее на экране появляется текст письма. Муз рук. читает:
Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!
Чтоб была я в ней не злая, а добрая!
Муз. рук: Ребята. Бабе Яге очень хочется попасть в сказку! А вы-то сами сказки читаете?
Дети: Да!
Муз. рук: А вот я сейчас и проверю! Отгадайте, о какой сказке идёт речь?
Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.
Дети: Золушка.
Слайд 5
Муз. рук:Правильно. А кто читал сказку про Золушку?
Ответы детей.
Несмотря на то, что злая мачеха нагружала Золушку непосильной работой, в душе она оставалась очень доброй и весёлой. А если кто-то смотрел наш советский художественный фильм «Золушка», то, наверно, помнит, какую весёлую песенку про жука она пела на балу у короля. А у нас Ася тоже знает эту песню и исполнив её, пригласит вас на весёлый танец.
Девочка исполняет песню «Добрый жук» А. Спадавеккиа, после чего дети исполняют танец «Смени пару» авт. А. Буренина («Ритмическая мозайка»).
Муз. рук: Молодцы, с первым заданием справились. Сумеете ли вы отгадать, о героях какой сказки сейчас пойдёт речь?
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице - аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Дети: Мальвина.
Слайд 6
Муз. рук: Правильно. Мальвина была прилежной и очень красивой куклой.
А из какой сказки этот персонаж?
Ответы детей.
Все мы с самого детства любим замечательную сказку о деревянном мальчике "Буратино" и его невероятных приключениях.
Слайд 7
Главный герой этой сказки любопытный непослушный сорванец, который любил веселиться, а не учиться и мечтал о необыкновенных приключениях.
Слайд 8
Артемон - бесстрашный и верный пёс.
Слайд 9
Пьеро - печальный менестрель, тайно влюблённый в Мальвину.
Слайд 10
Папа Карло - находчивый столяр с золотыми руками.
Слайд 11
Кот Базилио - коварный мошенник.
Лиса Алиса - очень хитрая плутовка.
Слайд 12
Карабас-барабас - злой и жестокий злодей.
Слайд 13
Арлекин - весёлая и энергичная кукла.
Слайд 14 (все куклы вместе)
Муз. рук: А сейчас я предлагаю вам представить себя весёлыми куклами из сказки «Буратино» и станцевать энергичный танец «Птичка польку танцевала» авт. А. Буренина («Ритмическая мозайка»).
Муз. рук:И с этим заданием вы справились. Слушайте внимательно следующую загадку
Парень слез с любимой печки,
За водой поплёлся к речке,
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал.
Ответы детей.
Слайд 15
Муз. рук:Ну конечно, в загадке говорится о ленивом Емеле из старой народной сказки, который всё лежал на печке ничего не делая, а поймав бедную щуку приговаривал: По моему хотению, по моему велению. " и загадывал свое желание.
Муз. рук: Ну, а сейчас мы перенесёмся из русских народных сказок в сказочные страны Востока. Как вы думаете. О ком это стихотворение?
Дело тонкое - Восток!
Путь к вам очень был далек!
Елок раньше не видали -
Только пальмы да песок!
Мы не знали, что бывает
Снег пушистый на дворе!
С Новым годом поздравляем!
Желаем счастья детворе!
Возле елки новогодней
Сейчас станцуем мы для вас!
Смотрите танец наш восточный -
Не полька это, и не вальс!
Слайд 16 (восточные красавицы)
Муз. рук: Ребята, как вы думаете, о ком идёт речь?
Дети: О восточных красавицах.
Муз. рук: Правильно, и я предлагаю нашим девочкам станцевать восточный танец.
Девочки исполняют «Восточный танец».
Слайд 17
Муз. рук:Ну, что ж, ребята, вы справились со всеми заданиями. А Бабе Яге мы дадим совет: побольше читать сказок,ведь добро всегда побеждает зло.