Марина Саяхова
Информационно-творческий проект в младшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему «Зимушка - зима». Младшая группа
Тип проекта: информационно творческий, групповой.
Продолжительность - краткосрочный
Участники проекта:
- дети младшей группы;
- родители воспитанников;
- воспитатель группы.
Актуальность темы:
Публикация «Информационно-творческий проект в младшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Зима – одно из любимых времён года детей. Что для детей зима? – красота, чудеса, волшебство, подарки от Деда Мороза. А ещё игры в снежки, катание на санках и лыжах. Зима - прекрасное время и для творчества, экспериментов, наблюдений, что, в свою очередь позволяет повысить двигательную, познавательную и речевую активность. Расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.
Цель проекта: Расширение представлений о зиме.
Задачи проектной деятельности:
1. Развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям; поощрять любознательность и инициативу.
2. Уточнять и расширять представления детей о живой и неживой природе зимой;
3. Развивать двигательную активность детей, повышать интерес к играм – забавам;
4. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей
Участие родителей в реализации проекта:
- познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами
- предложить родителям принять участие в ходе проекта:
- подбор картинок для создания альбома
- строительство снежной горки и построек из снега на участке
- выставка – конкурс «Парад снеговиков»
- провести консультацию для родителей на тему «Прогулки зимой с детьми», «Речь ребёнка развиваем, в игры зимние играем».
План реализации проекта:
[i]Подготовительный этап: [/i]
формулировка цели и задач;
подбор методической литературы по теме проекта;
обдумывание форм работы с родителями;
поиск художественных произведений по теме проекта;
поиск картинок и литературы о зиме;
подготовка условий для реализации проекта,
разработка плана мероприятий.
Предполагаемый результат:
- Будет проявляться интерес детей к миру природы, к природным явлениям;
- В ходе проекта научатся экспериментировать со снегом и узнают о свойствах снега.
- У детей сформируются знания правил безопасности в зимний период
- Развивается двигательная активность детей, повышается интерес к играм – забавам; происходит приобщение их к здоровому образу жизни;
- Повышается речевая активность детей
- Родители – активные участники образовательного процесса
[i]Основной этап:[/i]
1. Рассматривание сюжетных картинок «Зимние забавы», иллюстраций по теме проекта.
Беседы «Пришла зимушка – зима», «Чем мне нравится зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы».
ОБЖ: Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой «Опасности зимой или поговорим о зимних травмах»,
Общение: «Когда на улице мороз, отморозить можно нос», «Как уберечь свой любопытный язычок?» Чтение «На морозе железячку, как-то раз нашла собачка.»
Чтение художественной литературы: Е. Трутнева «Первый снег», С. Маршак «Сыплет, сыплет снег», К. Бальмонт «Снежинка», Л. Воронкова «Снег идёт», В. Д. Берестов «Снегопад», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Лиса и волк», «Снегурочка»,Заюшкина избушка», Зимовье зверей».
Организация выставки книг о зиме.
Драматизация сказки «Рукавичка»
НОД:
Познавательное развитие «Свойства снега»
Изобразительная деятельность:
Рисование «Белоснежная зима», «Снег идёт», «Снежные комочки»
Аппликация «Заснеженный дом».
Лепка «Снеговик»
Экспериментирование: «Снег холодный и белый», «Куда исчез Снеговик в комнате?», «Как согреть руки?
Наблюдения на прогулке: «Какой бывает снег?», «Что изменилось зимой?», «У кормушки», «Что любят кушать птички?», Наблюдение за красотой зимнего леса «Зимний пейзаж»
Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года», «Щелкунчик». Разучивание песен о зиме.
Труд: расчистка дорожек от снега, расчистка кормушек и подкормка птиц.
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?», «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Подбери пару рукавичке»
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в зимний лес», «Концерт у елочки»
Подвижные игры: «Два мороза»; «Льдинки, ветер и мороз», «Дед мороз»; «Зайка беленький сидит»
Хороводные игры: «Мы пришли в зимний лес», «Как у дедушки Мороза вот такая борода»
Заключительный этап:
Продукт проекта:
- Альбом «Зимушка – зима»
- Снежная горка и постройки из снега на участке.
- Выставка «Парад снеговиков»
Приложение
НОД познавательное развитие
Тема занятия: «Свойства снега»
Возрастная группа: младшая
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция: Речевое развитие, Физическое развитие, музыкальное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Тип занятия: экспериментирование.
Вид занятия: комбинированное
Задачи:
Обучающая:
1. Способствовать обогащению игрового опыта детей.
2. Учить понимать и выделять основные свойства снега.
3. Учить строить мнемодорожку - по основным признакам снега; понимать условные обозначения – схемы.
4. Активизировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега (белый, пушистый, лёгкий, холодный, горячий)
Развивающая:
1. Развивать детскую инициативу, активность.
2. Развивать наблюдательность, любознательность.
3. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Воспитательная:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
2. Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Методы и приёмы:
Игровой метод (путешествие,
Наглядные: составление мнемодорожки (свойства снега); рассматривание различных материалов (пластилин, вата, песок, бумага, вода, снег).
Словесные: художественное слово, вопросы к детям; неоднократное повторение, повторение за воспитателем слов, напоминание);
Практические: совместные действия воспитателя и детей, оказание помощи, дыхательная гимнастика "Снегопад", пальчиковая игра "Прогулка", музыкальная игра «Снежок», опыты со снегом; игровое упражнение (определи на ощупь).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Оборудование: письмо от медвежонка; разноцветная ткань (белая, серая, красная, голубого, зелёного); письмо - мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый прямоугольник, мороженое, солнце, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, язык перечёркнутый); бумажные снежинки; лёд; ёмкость со снегом; по 2 стакана с холодной и горячей водой, ложка, салфетка (на каждого ребёнка); конвертик для письма; воронка – фильтр; мандарины.
Ход занятия.
Воспитатель: (звенит в колокольчик)
- Колокольчик, мой дружок,
Собери ребят в кружок!
- Ребята, я сегодня утром встретила Снеговичка, посмотрите, что он мне передал - письмо. Для кого же оно? От кого? Посмотрим: здесь написано, «группа «Капитошки». Это нам? (на конверте портрет медвежонка) Замечают портрет. Да оно от медвежонка…
Читает письмо
«Здравствуйте, милые Капитошки! Пишет вам Мишка – Топтыжка. Слышал я, что вы добрые, умные и любознательные. Я тоже хочу быть таким. Я никогда не видел снег и хочу узнать, что это такое. Помогите мне, пожалуйста, узнать!»
Поможем?
Воспитатель: А когда бывает снег?
Дети: Зимой бывает.
Воспитатель: А где мы можем увидеть зимой снег?
Дети: На улице, на крыльце, на деревьях, на скамейке, на горке, на крыше, снег везде.
Воспитатель: Нравится вам, когда много снега?
Дети: Да, нравится.
Воспитатель: А что можно делать зимой со снегом? Как играть? Странно, почему Мишка – Топтыжка не знает, что такое снег… А как вы думаете?
Дети: Он зимой спит.
Воспитатель: - Ребята, хотите помочь медвежонку?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы можем рассказать медвежонку про снег?
Дети: (белый, пушистый, холодный, нельзя есть)
Воспитатель: Но нам самим нужно в этом убедиться.
Воспитатель: - Мы напишем Мишке - Топтыжке письмо, в котором расскажем, что же такое снег (прикрепить на мольберт конверт). А когда Топтыжка весной проснётся, он прочитает наше письмо, и будет всё знать о снеге. Но для этого сейчас мы с вами должны отправимся в путешествие на поиски снега. Хотите?
С вами мы гулять пойдем, (шагают на месте)
Топать по дорожкам.
Наденем на ножки (наклонились, указать на ноги)
Теплые сапожки;
На ручки - рукавички (руки вверх)
Теплые сестрички. (вращают ладошками)
Шубки меховые, (надевают «шубку»)
Шапки пуховые. (надеваем «шапку»).
Мы шагаем по дорожке
Поднимаем выше ножки
Мы идём, идём, идём,
Много снега мы найдём.
Подходят к первому столу. На столе лежат разные предметы: (песок, бумага, пластилин, вата).
Воспитатель: Посмотрите, есть ли здесь снег?
- Нет.
Воспитатель: А что вы здесь увидели?
Воспитатель: - А какой предмет похож на снег? (вата)
Воспитатель: - Чем похожа вата на снег?
Дети: Белым цветом.
Воспитатель: Ребята мы узнали, что снег белого цвета. (Поставим на мольберт условное обозначение - белый цвет).
Ну, что ж давайте продолжим наше путешествие.
Мы шагаем по дорожке
Поднимаем выше ножки
Мы идём, идём, идём,
Много снега мы найдём.
2. А что в этой корзинке находится, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Маленькая звездочка — мягкая, пушистая,
С неба к нам спускается, нежно-серебристая,
В воздухе покружит, словно танец спляшет,
А потом на землю отдыхать приляжет?
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Снежинки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают).
Какие они?
Дети: Белые, бумажные, лёгкие.
Давайте с ними поиграем.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Мы снежинок наберём,
Затем глубоко вдохнём,
Чтоб снежинки полетели,
Надо выдохнуть сильнее (2 раза)
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит он из снежинок (поставить на мольберт условное обозначение - снежинки). Значит, мы нашли настоящий снег?
Дети: Нет. Тогда пойдём дальше в поисках настоящего снега.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Подходят к следующему стол, на котором стоят закрытые баночки, в одной из них снег. (Садятся за столы)
Воспитатель: - Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?
Дети: - Холодный
Воспитатель: - Давайте попробуем наощупь определить, может здесь есть снег?
(щупают баночки)
- Что чувствуете? (открываю холодные баночки)
Воспитатель: - Что же это?
Дети: - Снег.
Воспитатель: - Ребята, а что ещё бывает таким же холодным, как снег?
Дети: - Мороженое
(ставить на мольберт условное обозначение - мороженое)
Воспитатель: - Ребята, а сейчас давайте погреем наши пальчики
Пальчиковая игра " Прогулка".
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики)
Мы с тобой гулять ходили («шагаем» пальчиками по столу)
Птичек крошками кормили («крошим» крошки)
Бабу снежную лепили. («лепим» комочки)
С горки мы потом катались («скользим» одной ладошкой по другой)
А ещё в снегу валялись (упражнение «метелица»)
Все в снегу домой пришли («стряхиваем» с одежды снег)
Суп поели, спать легли (движения в соответствии со словами).
4. Опыт № 1. «Определение запаха».
Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег имеет запах? Что надо сделать?
Дети: Надо понюхать
Воспитатель: Понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Чем пахнет снег? Имеет запах?
Дети: Нет запаха.
(поставить на мольберт условное обозначение – нос, перечеркнутый красной линией).
5. Опыт №2. «Воздействие температур».
Воспитатель: - А сейчас мы узнаем, из чего образуется снег.
- Положите на ладошку немного снега, понаблюдайте, чем он становится? (водой)
- Значит, из чего образуется снег? (из воды)
(ставить на мольберт условное обозначение – капелька).
6. Воспитатель: У меня в стаканчиках налита вода тёплая и холодная. Потрогайте. (Теплая, холодная)
- Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?
- Положите снег в стаканчики.
- В какой воде снег уже растаял?
- Так чего больше боится снег: тепла или холода?
7. Воспитатель: Посмотрите, какая вода на тарелочках? (Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)
- Можно ли есть снег? Почему?
(ставить на мольберт условное обозначение – рот, перечёркнутый красной линией).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы написали Мишке – Топтыжке про снег?
Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.
Воспитатель: Ребята, давайте положим письмо в конверт, и попросим Надежду Ивановну унести его на почту, чтобы отправить медвежонку, а весной Топтыжка проснётся и прочитает.
Воспитатель: Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали?
А что у нас в корзинке? Снежки. Возьмите по одному снежку, поиграем.
Музыкальная игра «Снежок»
Вот занятие прошло,
До скорого свидания.
Всем друзьям и взрослым скажем
Дружно: «До свидания!»