Елена Шмырева
Информационно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Живые звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Белочка»
Информационно - творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста.
«Живые звуки и буквы»
Подготовила воспитатель:
первой квалификационной категории
Шмырева Е. А.
г. Кулебаки - 2020 год
Паспорт проекта.
Тема проекта : «Живые звуки и буквы».
Публикация «Информационно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста „Живые звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Тип проекта : Информационно – творческий.
Участники: дети старшего дошкольного возраста группы ОНР, воспитатели, учитель – логопед, родители.
Продолжительность: краткосрочный.
Проблема: у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.
Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников с ОНР через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Закрепить знания детей о звуках, буквах.
3. Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
4. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.
5. Развивать мелкую моторику, графические навыки, коммуникативные и познавательные способности, творческое воображение, восприятие, память, мышление.
6. Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.
Актуальность проекта : Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Формирование проблемы: зачем нужны гласные звуки? Что будет с русским языком, если исчезнут гласные или согласные звуки и буквы?
Обсуждение проблемы с детьми. Мотивация проектирования : побольше узнать о звуках русского языка, выучить буквы, научиться читать и подготовиться к обучению в школе.
Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание.
Предполагаемый результат:
Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, предложений.
Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
Определение цели и задач проектной деятельности.
Информирование родителей о проведении проекта.
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Создание центра по обучению грамоте.
Изготовление наглядно-дидактического пособия.
Изготовление дидактических игр, карточек.
2. Основной этап.
Показ презентации на закрепление звуков и букв «Сказка про то, как звуки в буквы превратились».
Загадки про алфавит и буквы.
Заучивание чистоговорок о звуках и буквах.
Проведение дидактических игр по обучению грамоте:
• «Подари подарки согласикам».
• «Подари звуковичку слово».
• «Веселый поезд».
• «Подари подарки буквам».
• «Прятки».
• «Подружи буквы».
• «У Любочке на юбочке».
• «Добавь в ведёрко».
• «Выложи букву из камешков Марбис».
Итоговое занятие по обучению грамоте «В королевстве звуков и букв».
Творческая мастерская:
Рисование «Рисуем букву, с которой начинается моё имя»
Лепка «Лепим любимую букву»
Аппликация «Азбука своими руками»
3. Заключительный этап.
Развлечение для родителей «В театр играем - звуки закрепляем». Показ сказок «Как ёжик счастье искал», «Как Медведь к зиме готовился».
Распространение опыта в детском саду.
Презентация проекта.
Взаимодействие с семьёй.
Консультация для родителей «Что нужно помнить при обучении ребенка грамоте».
Рекомендации для родителей «Когда и как начинать учить буквы?».
Рекомендации для родителей «Речевые игры для детей 5 – 7 лет»
Памятка «Родителям на заметку».
Семья Головыхсделали сборник загадок «Загадки про алфавит и буквы»
Семья Кувановыхсделали сборник «Чистоговорки со зрительной опорой»
Семь Таиркиных сделали весёлых человечков «Гласики и согласики»
Семья Трошиных сделали «Весёлые буквы»
Вывод:
Проект «Живые звуки и буквы» позволил реализовать поставленные задачи и цель. В результате проектной деятельности у детей повысился интерес к занятиям по обучению элементам грамоты. У детей сформированы навыки звукобуквенного анализа, чтения слов и предложений. У детей расширился словарный запас, закрепились навыки правильного звукопроизношения, повысилась коммуникативная функция речи. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса.
Используемая литература:
1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб. ; «Детство- Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
4. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
5. Смоляная В. С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010
6. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.