Ирина Мартынова
Информационно-творческий проект «Как хлеб на стол пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект «Как хлеб на стол пришел»
Автор: Мартынова Ирина Валерьевна, воспитатель1 категории
Организация: МКДОУ детский комбинированного вида «Медвежонок»
Населенный пункт: Новосибирская область, д. п. Кудряшовский
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Возрастная группа: дети 6-7 лет
Публикация «Информационно-творческий проект „Как хлеб на стол пришел“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники: педагоги, дети и их родители
Актуальность:
Хлеб-символ благополучия и достатка. Ему отводят главное место на столе и в будни, и в праздники. Ценность хлеба неизмерима. Многие дети относятся к хлебу небрежно : бросают недоеденные куски на пол, крошат, лепят из хлеба фигурки, отказываются есть хлеб. Поэтому возникла необходимость обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на столе, дать представление о его полезности для здоровья.
Цель: сформировать представление о ценности хлеба, привить уважение к труду людей, которые растят и пекут хлеб.
Задачи:
- сформировать представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
- познакомить с профессиями людей, которые растят и пекут хлеб;
- расширять представление о многообразии хлебобулочных изделий;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Линии развития личности:
- познавательно-речевое развитие дошкольников,
- социально-личностное развитие дошкольников,
- художественно-эстетическое развитие дошкольников
Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Организационные формы работы дошкольников над проектом :
- организованная образовательная деятельность,
- экскурсия,
- игровая деятельность,
- продуктивная деятельность,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций и репродукций картин,
- совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Презентация «Откуда к нам хлеб пришел»
Методы и приемы:
- сбор и обработка информации,
- работа с литературой,
- беседа,
- наблюдение,
- творческая работа.
Содержание работы:
Познавательно-исследовательская деятельность
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «С какой начинкой пироги?», «Разложи по порядку», «Назови профессию», «Что лежит в моей корзинке?», «Чего не стало?»;
- сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Семья»;
- подвижные игры: «Что мы делали -не скажем, а как делали -покажем», «Каравай», «Пахари и жнецы».
Чтение литературы:
- р. н. с. «Крупеничка», укр. н. с. «Колосок», бел. н. с. «Легкий хлеб», Я. Аким «Хлеб», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Е. Благинина «Песенка о колоске», Д. Биссет «Про лужу и булочку с изюмом», А. Владимиров «Земля на зернышке стоит»; пословицы, поговорки, загадки о хлебе.
Знакомство с произведениями искусства:
Рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Рожь», И Машков «Снедь московская. Хлебы», Г. Мясоедов «Косцы», Т. Яблонская «Хлеб».
Продуктивная деятельность
- рисование «Хлебный колосок»;
- аппликация «Мельница»;
- конструирование «Торт» (моделирование).
Работа с родителями
- приобщение к подбору пословиц, поговорок и примет о хлебе;
- консультация «Берегите хлеб»;
- участие в составлении словаря о хлебобулочных изделиях.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
-определение уровня знаний детей о труде хлеборобов;
- определение темы проекта, задач, стратегии и механизмов;
- создание развивающей среды.
Основной этап
Задача: активизировать познавательный интерес к выращиванию и производству хлеба; сформировать ценностное отношение к хлебу.
Содержание работы:
Познавательное развитие:
- беседы: «Как правильно вести себя за столом», «Машины для полевых работ», «Об уважительном отношении к хлебу»;
- ООД: «Из чего хлеб пекут?», «Полевые работы»;
- экскурсия на кухню ДОУ («Выпечка пирожков»).
Речевое развитие:
- ознакомление с пословицами, поговорками о хлебе, загадывание загадок о хлебобулочных изделиях;
- составление рассказов из личного опыта: «Что пекут в моей семье»;
- проговаривание скороговорок о хлебе.
Рисование: «Хлебный колосок»
Аппликация: «Мельница»
Конструирование: «Торт» (моделирование).
Заключительный этап
- фотовыставка «Хлеб всему голова»;
- оформление альбома «Словарь хлебобулочных изделий».
Ожидаемые результаты
Дети:
- формирование представлений о ценности хлеба;
- систематизация знаний: о профессиях людей, которые растят и пекут хлеб, о видовом разнообразии хлебобулочных изделий;
- повышение уровня культуры приема пищи.
Родители:
- повышение уровня приема пищи в кругу семьи;
- установление партнерских взаимоотношений с детьми в ходе совместной деятельности.
Педагоги:
- распространение и обобщение опыта;
- разнообразие форм работы по познавательному развитию детей.
Перспективы проекта : планирование и разработка проекта «Традиции русского гостеприимства».
Список использованной литературы:
1) Т. А. Шорыгина - «Беседы о хлебе»,- «Сфера» - М,-2016;
2) Алексей Владимиров - «Земля на зернышке стоит»,- «Детская литература» - М,-1984.
Сценарий
I. Организационный момент.
Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки. Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок.
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок) Слайд №2
- В руки вы его берите, своё имя говорите,
Чтоб румяный колобок познакомиться с вами мог.
II. Объявление темы
- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
- Отгадайте загадку и узнаете, в какое путешествие мы с вами отправимся
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб) Слайд №3
- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.
- Вместе со мной к вам на классный час пришел Колобок. О чём он думает?
- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему.
- А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок – это хлеб)
III. Основная часть
1. Из истории хлеба.
- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен. Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. Слайд № 4
А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.
Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб». Слайд №5
- Может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение о хлебе?
Вот он, хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
2. «От зерна до каравая»
- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.
Есть пословица в народе:
«Хлеб на стол, и стол расцвел»
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
- Ребята, а давайте вместе с нашим Колобком отправимся в путешествие и проследим за рождением хлеба
Слайд №6
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно –
Сеют сеялки зерно.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер, да вода.
Слайд №7
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал Золотистой стеною
Слайд №8
И слышит страна –
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны!
Слайд №9, 10
Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас,
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно, отдохнуть
И опять собраться в путь.
Слайд №11,12
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
Получается мука.
Слайд №13,14
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит хлеб.
Этот сказочный завод
Всё, что хочешь, испечёт.
Целый город угостит,
Был бы только аппетит!
Слайд №15
Вот теперь- то хлеб готов!
Его грузят по машинам
И развозят в магазины.
3. Игра «Откуда пришёл хлеб?»
- А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить картинки в правильном порядке. Слайд№16
- Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?
- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.
4. Физкультминутка.
«Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями)
- Представьте, что вы зёрнышки…
Посадили мы зерно.
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
5. Беседа о профессиях.
- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.
- Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол?
- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?
- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?
- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице?
- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?
- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?
- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т. д.)
6. Работа по формированию бережного отношения к хлебу.
- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.
- Давайте заглянем в школьную столовую.
Сценка «В столовой»
Реквизит:
«Булочки» из пенопласта или поролона.
Несколько стаканов компота.
(Звенит звонок.)
1-й ребенок: Перемена! Скорее в столовую!
(Три или четыре человека рассаживаются за стол. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.)
2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
4-й ребенок (тот, кто баловался) : Мне забавно одному?
1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!
Дети разбегаются.
- Мальчик в этой сценке бросался не хлебом, а кусочками поролона. Но что бы вы сказали, если бы кто-нибудь на самом деле позволил себе поднять руку на то, что даётся человеку ценой больших усилий? (Ответы детей)
- Давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ваши одноклассники и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.
Чтение стихотворения «Хлеб»
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб – это жизнь
А не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб воевали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли
В слове народная мудрость таится
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
- Чем же является хлеб для нас? (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)
- Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб – богатство)
- Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)
- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом : Правила обращения с хлебом. Слайд №17
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Не играй с хлебом.
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
7. Беседа о военном хлебе.
-А теперь Колобок хочет, чтобы я поведала вам о военном времени, о военном хлебе. Звучит запись Бетховена «Лунная соната»
1941 год… Слайд №18
В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски.
Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!
В дыму Ленинградское небо
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.).
- А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей)
- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…
- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.
- Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.
- Ребята, Колобок просит вас ещё раз повторить и запомнить основные правила обращения с хлебом.
(заучивание детьми хором)
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
8. Конкурс «Испеки хлеб» / Загадки.
- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие? (Две девочки выходят)
- Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:
мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста, масло, помидоры, вода, молоко.
- Девочки, из чего получился хлеб? (Ответы детей)
Хорошо вы потрудились.
Вот награда – каравай!
Хлебом-солью угощай!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
С круглым белым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
(Девочка подносит гостям каравай на блюде с рушником)
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
IV. Рефлексия
- Вот и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен. Слайд №19
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем вам запомнилось наше путешествие?
- Как приходит хлеб к нам?
- Как нужно к нему относиться?
- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб! А я вас всех приглашаю на чай
V. Чаепитие.