Марина Чудакова
Конспект НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : подготовительная.
Тема НОД: «Как хлеб на стол пришёл»
Цель: создать условия для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через познавательно исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и систематизировать знания детей о последовательности этапов выращивания и приготовления хлеба.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Как хлеб на стол пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
- систематизировать знания детей о профессиях взрослых, связанных с сельским хозяйством (комбайнер, хлебороб, агроном и т. д.);
- продолжать знакомить детей с особенностями сельского хозяйства в родном крае.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
- развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной элементарной экспериментальной деятельности;
- упражнять в сравнении двух растений (рожь и пшеница); формирование умения делать выводы после сравнения;
- развивать любознательность, желание научить выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к труду людей работающих в сельском хозяйстве;
- привить детям бережное отношение к хлебу.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция областей: Физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Методы и приемы мотивирование детской инициативности
Словесные: беседа, объяснение, вопросы, проблемные ситуации.
Наглядные: рассматривание, наблюдения.
Игровые: игровые ситуации, создание воображаемой игровой ситуации. Двигательные упражнения. Практические: опыт, продуктивная деятельность, исследование.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, опытно - экспериментальная, двигательная.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка, игры - имитации, дыхательная гимнастика.
Игровая Игровые ситуации и упражнения
Коммуникативная Беседа, вопросы, речевые проблемные ситуации.
Познавательно - исследовательская Опыт с зерном, тестом, сравнение колосков и зерна различных культур.
Оборудование: мультимедийное оборудование; ноутбук; магнитная доска; стол для экспериментирования; стол для работы по карточкам; посылка с хлебом; колоски и зерна пшеницы и ржи; кофемолка для опыта; карточки с изображением вспашки земли, посева, сбора и отправка на переработку зерна; тост, дощечки; салфетки; мука; поднос; калач; запись музыки.
Предшествующая работа:
- Беседа о профессиях взрослых,
- Дидактические игры «Профессии», «Кто что делает», «Кому что нужно».
- Рассматривание иллюстраций о хлебе, о хлебобулочных изделиях
- Рассматривание картинок последовательного выращивания хлеба.
- Беседа: «Откуда хлеб пришёл?»
Чтение рассказов о хлебе К. Д. Ушинский «Хлеб», Э. Ю. Шим «Хлеб растёт», М. Глинская «Хлеб», Н. Н. Носов «Мишкина каша»
-Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста
- Рисование: «Откуда хлеб пришёл?»,
Активизация словаря:
Обогащение словаря словами: агроном, хлебороб, сельское хозяйство, рожь, пшеница.
Продолжительность: 30 минут.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
стук в дверь, дети были заняты игрой.
Воспитатель: Посмотрите дети, нам прислали посылку. Давайте потрясем ее. Она тяжелая. Очень знакомый запах. Догадались, что лежит в посылке? Хлеб.
(открываем посылку)
Ребята, а вы хотите поговорить о хлебе?
- С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.
Слайд 2
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол, мы отправимся в увлекательное путешествие. Где выращивают хлеб? На поле! Давайте и мы туда отправимся. Как можно добраться на поле? На чем?
(Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машинах, подпрыгивают на кочке, приседают в яме, делают повороты влево - вправо, объезжая горку)
Едем в поле
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку справа мы объехали,
Горку слева мы объехали
И на поле приехали!
2. Основная часть.
Слайд 3 (Дети переходят к экрану) Звучит музыка природы.
Вот мы с вами приехали на поле, давайте присядем. Ребята, а вы любите хлеб? (Ответы детей).
Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Хлеб - один из важнейших продуктов в мире.
Скажите, а как называется наша страна? (ответ) Верно, Россия. Наша страна Россия огромная, в ней живут люди разных национальностей и всем нужен хлеб. Кто знает, как называется наш край? (ответ)
Саратовский край славиться людьми, которые работают в сельском хозяйстве, и трудятся в полях. Кто трудится в поле? (трактористы, комбайнеры и т. д.) Правильно, те люди, которые выращивают хлеб, называются хлеборобы? Повторите.
(слайд 4) (Звук трактора.)
Что это гудит? (трактор) Что делает трактор? (пашут землю)
- Для чего они это делают? (чтобы земля была мягкая, пушистая)
- Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Тракторист!
- Когда поле готово к посеву зерна, нужно выбрать, чем будем засевать? В поле сеют разные сорта хлебных зерновых культур. Какие сорта вы знаете?
Да, это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, кукуруза.
Пройдите в опытную станцию.
(Обращаю внимание детей на зерна, которые лежат на тарелочке.)
- Здесь на тарелочке лежат зерна, потрогайте их, сравните их, по каким признакам они отличаются? Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи удлиненные. По форме. А еще чем отличаются? (ответы) По цвету. Молодцы, ребята.
-Семена готовы к посадке. Какая техника поможет засеять поле? (Слайд 5).
К трактору прикрепляют… сеялки, и те ровными, аккуратными рядами
укладывают в почву зерна.
Зерно лежит в теплой земле. В каждом зернышке спит росток, а что нужно, чтобы разбудить росток? (ответ)
Солнце его греет, дождик поливает, зерно прорастает и превращается в …
( Ответ: росток). (Слайд 6)
- Какой росток бывает? ( Ответ: хрупкий, нежный, маленький).
- За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий,
как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей. (Слайд 7)
Повторите, как называется профессия человека, который знает как правильно выращивать хлеб? (ответ)
Сейчас мы с вами станем зернышками. Выполняйте движения вместе со мной.
Зерно в землю упадет (присесть руками обхватить колени)
И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)
Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)
Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).
А потом под снегом мерзнуть
(обхватить себя руками, преступать с ноги на ногу)
И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)
Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)
Должен ты об этом знать (дотронуться рукой головы)
- Колоски желтые, золотые, усатые.
А сейчас мы подойдем к столам, возьмем колоски и сравним их.
- Чем отличаются эти колосья? По размеру? По цвету?
- Колос пшеницы толще, чем колос ржи. У колоска ржи есть длинные усики, и много чешуек. Вот мы сравнили колоски, положите их, поиграем в игру: «Назови колосок». Вставайте в кружок.
Колосок пшеницы - пшеничный колосок.
Колосок ржи - ржаной колосок.
Колосок ячменя - ячменный колосок.
Колосок овса - овсяной колосок.
Колос проса - просяной колосок.
-Но вот зерна созрели, колоски пожелтели, стали крепкими и тяжелыми. Пора их косить. Начинается уборка урожая хлеба.
-Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”
-Комбайн, правильно ребята.
Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры-
Полевые корабли.
-Да, на поле выходят другие машины – комбайны (Слайд 9). Как называется профессия человека, который работает на комбайне? Комбайнер!
С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая.
А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер, после того когда его собирают комбайны?
- На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна, где зерно сушат. (Слайд 10)
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Мельница (Слайд11)
Современный мукомольный комбинат. (Слайд 12).
- Кто работает на мельнице и мукомольном комбинате?
- Мельник!
- Что мельник будет делать с зерном? (Ответы детей).
Что получится? (слайд13)
- Ребята, а давайте и мы с вами ненадолго тоже станем мельниками и попробуем из пшеничного и ржаного зерна смолоть муку.
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва! (тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением) Жернова быстрей вращай!
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
Я предлагаю вам самим приготовить муку. Ребят, подумайте, какая мука получится из зерна пшеницы? (ответы). Из зерна пшеницы – пшеничная мука. - А какая мука из зерна ржи? (Ответы). Из зерна ржи – ржаная мука. Подходите к столам. Выбирайте, кто будет молоть зерна пшеницы, а кто зерна ржи.
Берем несколько зерен, засыпаем в мельницу, начинаем молоть и смотрим, что же у нас получится. Что происходит с зернами? Зерна растираются, и получается мука. Хорошо ребята, теперь подойдите к другим столам, на тарелочке мука. Какая она по цвету?- Белая. Потрогайте ее, какая она? - Мягкая, пушистая, легкая. Попробуйте пересыпать ее из одной руки в другую. Легко мука пересыпается? Какая она? - Рассыпчатая. Сравните ржаную муку и пшеничную. Она отличается по цвету. А хлеб из ржаной и пшеничной муки будет отличаться? Чем она отличается?
Что нужно сделать с мукой, что бы получился хлеб? Куда дальше повезем муку? (Ответы детей) На пекарню. (Слайд 14).
- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?
- Пекарь! Что нужно добавить в муку, чтобы получилось тесто? (Слайды15)
- Воду, соль, сахар, масло. Правильно.
Чтобы хлеб был мягкий, пышный, вкусный, в тесто обязательно добавляют дрожжи. Тесто перемешивается. (слайд 16)
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали, (дети делают вдох через нос) Дрожжи тесто раздували. (выпускают воздух).
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (сходимся к кружок)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!) (расходимся)
Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)
И весёлкой взбивали. Молодцы!
Мы с вами тоже сейчас помесим тесто. Нужно помыть ручки и одеть фартуки. Теперь подходим к столам. Возьмите в руки по кусочку теста. ( действия с тестом: помнем, раскатаем, прижмем.)
(Слайд17)
Теперь мы с вами тоже сделаем каждый свой калач. (дети лепят калачики, кладут на противень, уносится для выпечки)
Вот теперь, когда хлеб испекли в пекарне, он попадает на прилавки магазина.
(слайд18)
-Дети, у меня для вас сюрприз! (открываю салфетку).) Это калач. Для всех нас, жителей Саратовской области, калач – это не только продукт, но и символ Саратовского края. Калач – старейший вид русского белого хлеба. Он выпекается из муки, которую делают из особенного сорта пшеницы. Этот сорт специально вывели саратовские хлеборобы. Его дарят именитым гостям, приезжающим к нам. (слайд 19)
С давних пор на Руси дорогих гостей встречают хлебом и солью. У нас здесь сегодня присутствуют гости, преподнесём им наш калач.
А теперь, ребята ы с вами расставим картинки в той последовательности как мы с вами проходили.
Игра «Расставь правильно» Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности. (Дети по цепочке подходят к мольберту и расставляют картинки в нужной последовательности.)
3. Заключительная часть.
Хлеб это наше богатство, он пахнет полем, небом, солнцем и дождем. Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
(Слайд 20)
- Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу?
(ответы)
Руки агронома, тракториста, комбайнера, водителя, мельника, пекаря.
Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?
(ответ)
Правильно - это хлеборобы.
Мы сегодня ребята побывали в длительном путешествии.
Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Как мы с вами должны относить к хлебу? Молодцы!
А сейчас я приглашаю всех на чаепитие!