Елена Струнаева
Информационно-практический проект по этикету «Приятного аппетита, или Этикет за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-практический проект по этикету
«Приятного аппетита или этикет за столом»
Актуальность проекта. Столовый этикет не ограничивается только правилами приема пищи. В это понятие вкладывается и способность производить благоприятное впечатление на окружающих, и манера общения, и культурно-гигиенические навыки, и многое другое. В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение принятых правил поведения. Многие дети испытывают значительные трудности в знании правил поведения за столом, в правильном пользовании столовыми приборами. Формирование культуры поведения за столом - всегда актуально.
Публикация «Информационно-практический проект по этикету „Приятного аппетита, или Этикет за столом“» размещена в разделах
- Проекты
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Цель: формировать культуру поведения за столом.
Задачи:
• познакомить с понятием «столовый этикет»;
• закреплять у детей навыки правильного поведения за столом;
• познакомить с правилами сервировки стола и пользования столовыми приборами; знакомить с тем, что, как и чем едят;
• развивать культурно- гигиенические навыки;
• учить способам общения за столом, воспитывать доброжелательность, вежливость, самостоятельность, опрятность и аккуратность;
• повысить уровень знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования этикета за столом;
• способствовать обогащению предметно-развивающей среды в группе детского сада.
Участники проекта : дети средней группы детского сада (возраст 4-5 лет, воспитатель, родители воспитанников.
Вид проекта : информационно-практический, групповой.
Длительность проекта : среднесрочный, продолжительность проекта 3 месяца.
Методы и формы работы: мониторинг в начале и в конце проекта, анкетирование родителей, беседы, наблюдение (за действием взрослого и ребенка, занятия, чтение художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, игровые приемы (дидактические, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игры-соревнования, игры-путаницы, наглядные приемы (картинки, иллюстрации, схемы, мнемотаблицы, создание специальных ситуаций, режимные моменты, практические действия, консультации для родителей.
Ответственные за проведение всех мероприятий : воспитатели средней группы, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты по окончанию проекта дети научились сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями; уметь сервировать стол к обеду (правильно раскладывать вилки ножи ложки, пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знают, что чем едят, умеют это делать; научились складывать салфетки разнообразными способами, умеют ими пользоваться; научились культуре внешнего вида за столом (поддерживают опрятный вид, знают, что одеваться нужно в соответствии с местом и событием); умение обратиться с просьбой, четко ее излагая, уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения, пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации.
1 этап – подготовительный:
1. Разработка проекта.
2. Мониторинг: наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за столом, анкетирование родителей о поведении детей вне детского сада.
3. Оснащение предметно-развивающей среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета (сервиз, скатерти, салфетницы, бумажные и тканевые салфетки, красивые фартуки).
4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
5. Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых, видеоматериалов.
2 этап – основной:
Работа с детьми Работа с родителями
Этические беседы по теме: «Что такое этикет», «Посуда и столовые приборы», «Для чего нужна салфетка?», «Как правильно и красиво накрыть на стол», «Правильно ли поступил Буратино», «Зачем говорят здравствуй».
Занятия: «Как нужно вести себя за столом?», «Как правильно пользоваться столовыми приборами» (с использованием сказочных персонажей). Практические занятия «Мы идем в гости», «Мы принимаем гостей», «Научи Машу сервировке стола к обеду», «Поможем Федоре Егоровне», «Чаепитие друзей», «Моя помощница салфетка».
Беседы и занятия проводились в течение 20-25 минут, один раз в неделю в первой половине дня. Накануне каждой беседы с детьми проводилась предварительная работа. Во многие беседы вводились сказочные персонажи. Целью этических бесед и занятий было формирование представлений, обогащение знаний и закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.
Игровые ситуации «Незнайка шумит и капризничает за столом», «Покажи, как правильно держать ложку и сколько еды ею захватывать», «Что есть ложкой, что вилкой», «Мы самые аккуратные», «Приглашаем в гости к нам», «Как мы обедаем», «Незнайка с нами полдничает», «Чаепитие у Мальвины», «Чудо-приборы на столе», «Когда я ем, я глух и нем», «Едим перед зеркалом», разбор ситуаций, которые могут возникнуть во время приема пищи.
Сюжетно-ролевые игры «Столовая», «Чаепитие друзей», «Кафе», Детский сад».
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковский, «Я мою руки» М. Яснов, «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова, «Суп не ест, не любит каши…» О. Кокоткин, пословицы, поговорки о правилах поведения. Разгадывание загадок о посуде. Рассматривание иллюстраций, мнемотаблиц.
Дидактические игры «Кто знает больше вежливых слов», «Что чем едят», «Хорошо-плохо», «Запрещается-разрешается», «Цепочка действий», «Вежливая просьба», «Лото».
Игры-соревнования «Знатоки этикета», «Сервировка стола» (между дежурными).
Рассматривание предметов посуды в стиле народных промыслов России: Гжель, Хохлома, Жостово. Рисование по мотивам гжели.
Лепка предметов посуды. Изготовление кушаний, блюд из соленого теста, пластилина, подручных средств. Оригами «Сложи салфетку». Изготовление открыток-приглашений.
Разработка сценария праздника "Приятного аппетита". Консультации в родительском уголке «Осанка ребенка за столом», «Правильно держим ложку», «Правила вежливости», «Расскажите ребенку о столовых приборах».
Индивидуальные беседы с родителями детей испытывающих трудности с овладением правил поведения за столом.
Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «В гости к любимому сказочному персонажу».
Помощь в оформлении фотовыставки.
3 этап – заключительный:
Итоговое занятие на тему «Этикет за столом». Цель занятия - расширение и уточнение знаний детей о понятиях «этикет», «правила поведения за столом».
Проведение праздника «Приятного аппетита» совместно с родителями.
Отзывы родителей.
Изготовление альбома «Сервировка стола», который содержит фотографии, картинки сервировки стола, кодекс правил поведения за столом.
Организация фотовыставки о проведенных мероприятиях.
Мониторинг уровня сформированности навыков столового этикета у детей.
Заслушивание мини – доклада на педсовете.
Результаты проекта имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений.