Ольга Канунникова
Информационно-образовательный проект «Ваши права, дети» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Ваши права, дети!»
Составитель: Канунникова О. А.,
воспитатель МАДОУ № 8
Вид проекта : информационно - образовательный, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети и их родители, воспитатели.
Актуальность и социальная значимость проекта :
Публикация «Информационно-образовательный проект „Ваши права, дети“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты
- Темочки
В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.
С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.
В дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников.
Поэтому в ходе беседы с детьми, с учётом их возрастных особенностей образовался информационно – образовательный проект «Ваши права, дети!».
Цель проекта : формирование правосознания детей.
Задачи проекта :
• Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения.
• Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
Основные формы реализации проекта :
• Совместная образовательная деятельность.
• Беседы.
• Чтение художественной литературы.
• Создание и решение проблемных ситуаций.
• Опытно-исследовательская деятельность.
• Игровая деятельность.
• Продуктивная деятельность.
• Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
• Самостоятельная деятельность детей.
• Консультирование.
Ожидаемые результаты:
• Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
• Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
• Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта :
1 этап проекта : подготовительный.
• Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
• Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом).
• Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
• Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
2 этап проекта : практический.
• Ознакомление детей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка.
• Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого).
• Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.
3 этап проекта : заключительный.
• Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
• Анализ, оценка совместной работы.
• Создание генеалогического древа «Моя семья».
Октябрь.
Цель: Разработать план по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя; дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением; воспитывать чувство патриотизма; подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя.
1. Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.
2. Создание подборки методической литературы и пособий.
3. Ознакомление родителей с проектом.
4. Беседы: «Что в имени твоём?», «Что такое отчество?», «Что такое фамилия? Откуда пришли фамилии?».
5. Рисование восковыми мелками: «Мой автопортрет».
6. Лепка «Человечек-это я!».
7. Художественная литература: Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», И. Семёнова «Я – человек, ты - человек», Э. Успенский «Ты и твоё имя», А. Барто «Я расту».
8. Д/и «Ласковые имена», «Имя и отчество», «Создай фамилию», «Когда я стану взрослым», «Загадывание желаний».
9. Подготовка и проведение праздника «Осень».
Ноябрь.
Цель: Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности». Воспитывать любовь к родительскому дому.
1. Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
2. Беседы: «Плохие и хорошие поступки», «Правила поведения в детсаду», «Правила поведения дома», «Правила поведения в общественных местах»
3. Д/и «Разрешено – запрещено»
4. Игра-ситуация «Защитим слабого».
5. Художественная литература: р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р. н. с. «Коза-дереза», венг. н. с. «Два жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Михалков «Праздник непослушания», «Бараны», рассказ «Мои права», Я. Аким «Жадина»
6. Беседа «Моя страна - мой дом».
7. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
8. Рисование «Дом, в котором я живу».
9. Чтение С. Баруздин «Кто построил этот дом», С. Михалков «Три поросенка», Е. Чарушин «Кто как живет».
10. Праздник «День Матери».
11. Консультации для родителей: «Поговорим о Ваших правах».
Декабрь.
Цель: Закрепить и расширить представление о семье; дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи; воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.
1. Совместная образовательная деятельность «Моя семья».
2. Беседы: «Какая у меня семья», «Как зовут твоих родителей?», «Где работают твои родители?», «Мужчины и женщины в семье», «Я – помощник», «О бабушках».
3. Художественная литература: сказка «Добрый волшебник», Г. Х. Андерсон «Гадкий утёнок», рассказ «Сёстры», В. Донникова «Канавка», С. Михалков «Три поросёнка», «А что у вас?», А. Толстой «Косточка».
4. Составление рассказов на тему «Моя семья». О членах семьи.
5. С/р «Моя семья», «Мамины помощники», «В магазин за подарками» (ситуация, «Парикмахерская».
6. Д/и «Кто что делает», «Кому что нужно», «Все профессии нужны», «Кто где работает», «Обязанности в нашей семье».
7. Рисование карандашами: «Моя семья».
8. Подбор картотеки пословиц и поговорок о семье.
9. Создание генеалогического древа «Моя семья» (способом рисования, аппликации, конструирования).
10. Консультации: «Поощрять или наказывать».
11. Подготовка и проведение праздника «Новый год».
Список литературы
1. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
2. Голицына Н. С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
3. Давыдова О. И., Вялкова С. М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
4. Маханева М. Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие».
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой»»
6. «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры /авт. -сост. Т. А. Харитончик.
7. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях» /авт-сост. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И.
8. Селихова Л. Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
10. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
ОТЧЕТ
о реализации проекта «Ваши права, дети!»
Проведенные мероприятия Работа с родителями Категория участников Продукты творческой деятельности
Октябрь
1. Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребенка в РФ.
2. Создание подборки методической литературы и пособий.
3. Ознакомление родителей с проектом.
4. Беседы: «Что в имени твоем?», «Что такое отчество?», «Что такое фамилия? Откуда пришли фамилии?».
5. Рисование восковыми мелками: «Мой автопортрет».
6. Лепка «Человечек- это я!».
7. Чтение: Е Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»,
И. Семенова
«Я - человек, ты- человек», Э. успенский «Ты и твое имя»,
А. Барто «Я расту», сказка «Похищенное имя».
8. Д/и «Ласковые имена», «Имя и отчество», «Создай фамилию», «Когда я стану взрослым», «Загадывание желаний».
9. Подготовка и проведение праздника «Осень». Ознакомление с проектом.
Показ детям «Свидетельства о рождении» в домашних условиях.
Рассказ ребенку «Кто тебя так назвал», «Почему у нас такая фамилия?».
Участие в празднике «Осень» и выставке «Осенние дары».
Воспитатели, музыкальный руководитель,
дети, родители. Рисунки «Автопортрет». Лепка «Человечек-это я».
Выставка детской литературы.
Ноябрь
1. Рассматривание ситуационных картинок на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Беседы: «Плохие и хорошие поступки», «Правила поведения в детском саду», «Правила поведения дома», «Правила поведения в общественных местах».
3. Д/и «Разрешено-запрещено».
4. Игра- ситуация «Защитим слабого».
5. Чтение: Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», р. н. с. «Коза-дереза», венг. н. с. «Два жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
С. Михалков «Праздник непослушания», «Бараны», рассказ «Мои права»,
Я. Аким «Жадина».
6. Беседа «Моя страна - мой дом».
7. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
8. Рисование «Дом, в котором я живу».
9. Чтение С. Баруздин «Кто построил этот дом», С. Михалков «Три поросенка», Е. Чарушин «Кто как живет».
10. Праздник «День матери».
11. Консультация для родителей: «Поговорим о ваших правах».
1
1 Консультация «Поговорим о ваших правах».
Участие в празднике «День матери». Воспитатели,
музыкальный руководитель,
дети, родители. Набор картинок о нравственном поведении.
Продукты детей: настольный театр, рисунки. Изготовление сувениров мамам.
Декабрь
1. Совместная образовательная деятельность «Моя семья».
2. Беседы: «Какая у меня семья», «Как зовут твоих родителей?», «Где работают твои родители?», «Мужчины и женщины в семье», «Я- помощник», «О бабушках».
3. Чтение: Г. Х Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди». В. Донникова «Канавка», С Михалков «три поросенка», «А что у вас?», А. Толстой «Косточка».
4. Составление рассказов «Моя семья». О членах семьи.
5. С/р игра «Семья», «Мамины помощники», «В магазин за подарками» (ситуация, «Парикмахерская».
6. Д/и «Кто что делает», «Кому что нужно», «Все профессии нужны», «Кто где работает», «Обязанности в нашей семье».
7. Рисование карандашами: «Моя семья».
8. Подбор картотеки пословиц и поговорок о семье.
9. Создание генеалогического древа «Моя семья».
10. Консультация «Поощрять или наказывать».
11. Праздник «Новый год». Принести фото семьи.
Рассказ о своей работе.
Помочь подобрать пословицы и поговорки о семье.
Создание генеалогического древа.
Консультация
«Поощрять или наказывать».
Участие в новогоднем празднике. Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители. Выставка фотографий «Моя семья».
Выставка детской литературы о семье.
Продукты детей: рисунки, конструирование из бумаги, аппликация.
Результаты работы по проекту «Ваши права, дети!»
• У детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
• Родители стали более внимательно относиться к своим детям, повысился уровень правовой культуры.