Лилия Горланова
Детско–родительский образовательный проект «Права ребенка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в правовом государстве, а знаем ли мы, взрослые люди, свои права, умеем ли их отстаивать? А, что знают дети о своих правах, надо ли им знать их?
В национальной доктрине образования в Российской Федерации указано, что одними из основных целей и задач образования является : воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
Публикация «Детско–родительский образовательный проект „Права ребенка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправлен-ное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного каче-ства личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества (Гаи Н. Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников : Дис. канд. пед. наук: 13.00.07 (электронный ресурс). - М. : РГБ, 2003. - С. 154.
Педагоги указывают, что раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка.
Проведенный мониторинг показал, что детям старшего дошкольного возраста доступна система знаний о правах человека.
Формирование у детей 5-7 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.
Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям.
Поэтому одним из направлений нашей педагогической деятельности в области «Социально-коммуникативное развитие» - является правовое воспитание дошкольников, через создание условий для формирования их правосознания и право сообразного поведения, приобщения к культурным и историческим ценностям родной страны.
Задачу по правовому воспитанию дошкольников мы решаем через проектную деятельность.
Для реализации проекта мы оформили в группе уголок «Патриотическое и правовое воспитание». Подобрали и составили конспекты бесед, консультаций для родителей, развлечений и образовательной деятельности по данной теме.
Проблема: Проблема защиты прав существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема не могла оставить меня равнодушной.
Гипотеза: с помощью данного проекта помочь детям закрепить знания о своих правах, гарантированных законами страны, в которой они живут. Помочь в накоплении социального опыта.
Обоснование проекта :
не сформированности поведения ребенка, как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи, с другими детьми, взрослыми.
слабо развитое правовое мировоззрение и нравственные представления воспитанников.
Повысить правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Тип проекта : краткосрочный
Сроки: 1 ноября – 20 ноября (4 недели)
Масштаб проекта : группа «Звездочка», группа «Ромашка», группа «Одуванчик», территория детского сада №216 «Солнышко»
Участники проекта : дети старших групп «Звездочка», «Ромашка», «Одуванчик»; родители старших групп «Звездочка», «Ромашка», «Одуванчик».
Этапы реализации проекта :
6. Подготовительный этап
1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарий игры-викторины «О правах своих мы знаем, их сейчас вам представляем».
3. Разработать план работы с детьми в непрерывной образовательной деятельности. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
4. Разработать план работы взаимодействии с родителями.
7. Основной этап
1. Внедрить план работы с детьми в непрерывной образовательной деятельности.
2. Внедрить план работы взаимодействий с родителями.
3. Провести родительское собрание, консультацию для родителей с целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по обобщении и систематизации знаний детей и их родителей о правовой культуре.
8. Заключительный этап
1. Провести педагогическую диагностику на заключительном этапе.
2. Обработать результаты реализации проекта.
3. Оформить методические рекомендации родителям по воспитанию правовой культуре.
Виды деятельности:
Игровая деятельность:
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Мой младший брат»
• Дидактические игры: «Узнай и назови свои права», «Угадай вид отдыха», «Герои сказок – какие права они нарушили», «Ромашка здоровья»
• Игра-драматизация «Заюшкина избушка», «Айболит»
• Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»
Познавательное развитие:
• ОД «Мое имя», «Право на жилье»
• Беседы: «Что такое право?», «Какие на свете бывают имена», «Каким я хочу быть?»
Речевое развитие:
• Чтение художественной литературы А. Усачева «Всеобщая декларация прав человека для детей и родителей», А. Толстой «Приключение Буратино» и др. художественной литературы
• Заучивание стихотворений, пословиц о семье
• Рассматривание альбома «Ребенок имеет право»
Художественно-творческая деятельность:
• Рисование «Мой дом», «Моя семья»
• Изготовление подарка ко Дню матери
• Изготовление цветка «Цветок права ребенка»
Социальные связи: родители и дети групп : «Звездочка», «Ромашка», «Одуванчик»
Ресурсы: групповые
Предполагаемый результат:
• Помочь детям закрепить знания о своих правах
• Помочь детям в накоплении социального опыта
• Необходимо организовать активное включение родителей в работу по формированию и обогащению знаний о защите прав ребенка.
Деятельность педагога:
• Конспекты бесед
• Консультации для родителей «Маленькие дети – большие права»,
• Обогащение предметно-развивающей среды художественными книгами
Деятельность детей:
• Драматизация «Заюшкина избушка», «Айболит»
• Театр на столе «Красная Шапочка»
• Изготовление кукол для настольного театра
• Оформление иллюстраций книжки-малютки «Я и мои права»
Совместная деятельность педагога, родителей и детей :
• Изготовление генеалогического древа семьи
• Придумывание девиза для семейного герба
План работы с детьми по проекту
Дата Мероприятия Форма проведения
Ноябрь
(1 неделя) Беседа с детьми, выявление их интересов, объема знаний по теме «Что такое право?» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом)
Рассматривание альбома «Ребенок имеет право»
Сюжетно – ролевая игра «Мой младший брат»
Игра-драматизация «Заюшкина избушка»
Беседа
Совместная деятельность
Театрализованная игра
Ноябрь
(2 неделя) Беседа «Какие на свете бывают имена»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Рисование «Моя семья»
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Беседа
Совместная деятельность
ОД
Театрализованная постановка
Ноябрь
(3 неделя) Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Рисование «Мой дом»
Изготовление книжки-малютки «Я и мои права»
Настольный театр «Красная Шапочка» Совместная деятельность
ОД
Продуктивная
деятельность
Самостоятельная театрализованная игра
Ноябрь
(4 неделя) Беседа «Каким я хочу быть?» (итоговая педагогическая диагностика по проекту)
Изготовление цветка «Цветок права ребенка»
Оформление мини-альбома «Я и моя мама»
Игра – викторина «О правах своих мы знаем, их сейчас вам представляем» Беседа
Продуктивная деятельность
Продуктивная деятельность
Совместно с группами «Ромашка», «Одуванчик»
План работы по взаимодействию с родителями при реализации проекта
Дата Мероприятия Форма проведения
Ноябрь
(1 неделя) Анкетирование «Знаю ли я и соблюдаю права ребенка» Анкетирование
Ноябрь
(2 неделя) Консультация «Маленькие дети – большие права»
Консультация
Ноябрь
(3 неделя) Методические рекомендации по воспитанию правовой культуре.
Изготовление генеалогических древ и семейных гербов Совместная работа родителей с детьми
Ноябрь
(4 неделя) Родительское собрание «Права ребенка» Собрание.