Светлана Глушко
Информационно-коммуникационные технологии в самообразовании педагогов дошкольных образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Адольф Дистервег
Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии и самосовершенствовании, сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий. Именно ИКТ становятся основой модернизации системы образования в XXI веке. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём знаний в самых разных направлениях человеческой деятельности. Имидж современного педагога немыслим без знания им компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки пользователя, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе. Пристальное внимание проблеме самообразования педагогов с помощью информационно - коммуникационных технологий уделяется Международным обществом информатизации образования (ISTE National Educational Technolody Standarts for Teachers, которое определило стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. С введением ФГОС ДО, Профессионального стандарта эти требования становятся актуальными для дошкольных образовательных организаций. Данные стандарты предназначены для всех педагогов и включают шесть компонентов:
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
– общие представления в области информационных технологий;
– планирование с помощью ИКТ воспитательно-образовательного процесса и внедрение его в практику;
– интеграция информационных технологий в программы;
– использование информационных технологий для оценки достижений воспитанников;
– использование ИКТ с целью повышения уровня профессиональной компетенции и самообразования;
– понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования ИКТ.
Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определё нных условиях:
– Требуется современная компьютерная база, программное обеспечение, свободный дос- туп в Internet.
– Необходимы курсы подготовки и переподготовки педагогов. У педагога должен быть высокий уровень развития пользовательских навыков, умение эффективно работать с информацией, как получая из Интернета, так и размещая в Сети. Сетевая культура определяется умением грамотно подать материал в форме Интернет-ресурса.
– Сетевое взаимодействие практикующих педагогов и экспертов для выработки новых идей.
– Диагностика, позволяющая производить измерения и оценку результатов самообразования педагогов средствами ИКТ, диагностика качества цифровых образовательных ресурсов, издание методических пособий, разработка цифровых образовательных ресурсов, проектирование образовательной деятельности с их применением и др.
Большую роль в самообразовании педагога играют сетевые профессиональные сообщества – это Интернет-ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое образовательное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию материалов. Использование сетевых сообществ в качестве инструмента привлекает своей открытостью, доступностью, актуальностью. Позволяет организовать место для консультирования, обсуждения вопросов, возникающих в определенный временной отрезок. Наиболее популярные в настоящее время среди педагогов ДОУ виртуальные объединения и сетевые сообщества: pedsovet, school.edu, MAAAM, nsportal, metodisty, doshcolniki, Pedsovet, o – detstve и др.
Рассмотрим главные преимущества участия в сетевых сообществах для самообразования :
– обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
– методическая помощь является персональной и адресной;
– попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. Любая деятельность бессмысленна, если в результате ее ничего не создается или нет каких либо достижений, поэтому, определяя для себя тему самообразования, педагог должен продумать, с какой целью она будет изучаться, что получится в результате, т. е. создать некий продукт. Один из самых эффективных способов пока- зать результаты педагогического мастерства – размещение материалов в сети Интернет на сайте ДОО, своем личном сайте, в сетевом со- обществе педагогов, или на страницах web – портфолио, что позволит множеству уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала не пылится в наших кабинетах, а найти выход на широкую педагогическую общественность.
Представить результаты работы по самообразованию с использованием компьютерных технологий можно :
– участвуя в научно-практических и Интернет конференциях, педагогических фестивалях;
– создав комплект электронных занятий, образовательной деятельности с детьми, объединенных предметной тематикой или методикой; пакет тестового материала в электронном виде.
– оформив личную методическую web- страницу, web-страницы педагогического коллектива, свой сайт, электронное web- портфолио;
– создав электронную библиотеку произведений художественной литературы для детей, методической литературы.
Размещение материалов в сети Интернет, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной среде, где его коллеги могут их посмотреть воспользоваться результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. После чего у педагога появляется возможность и стимул совершенствовать свой труд. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства, а чем больше информации, методов и инструментов использует педагог, тем больший эффект от его работы и соответственно выше качество образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Статирова О. И. Информационно- коммуникационные технологии как средство само- образования педагогов в системе повышения квали- фикации. URL : https://www.dissers.ru/avtoreferati- kandidatskih-dissertatsii-pedagogika/a97.php.
2. Владимирова Л. П. Современные информационно- коммуникационные и педагогические технологии в образовании // RELARN-2007.
3. Волкова О. В. Самообразование педагог. Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 2.