Елена Самохина
Информационно-коммуникационная технология как средство развития речевой активности в деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 2) Одной из проблем современной дошкольной педагогики является низкая речевая активность детей. При быстром изменении общественных отношений, связанного со стремительным развитием технологий – необходимо модернизировать методы и средства обучения, и воспитания дошкольников. Мы живём в мире, где речь отходит на второй план, дети, как и взрослые много взаимодействуют с гаджетами и девайсами, но мы с вами знаем, что хорошо развитая речь это основа коммуникации, без правильно развитой речи, не будет грамотного письма, да и человек, который не может грамотно и чётко выражать свои мысли навряд ли сможет добиться высот в современном обществе. В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске новых способов решения воспитательных и образовательных задач.
Публикация «Информационно-коммуникационная технология как средство развития речевой активности в деятельности дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
(Слайд3) При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
• ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
• содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
• технология должна носить здоровьесберегающий характер;
• основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
• реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
• организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
(Слайд 4) Поиск решения привел к идее использования в организации предметно - пространственной среды группы современную информационно-коммуникационной технологию с включением дополненной реальности, через QR-код (с помощью мобильных устройств, как средства активизации речевой активности и когнитивной сферы воспитанников.
Один из инновационных подходов технологии «Стендбука»- это система визуализации знаний и процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста. Данная технология предоставляет каждому ребенку равные возможности для получения знаний, развития творческих способностей. Используя данную технологию в совместной деятельности, знания получают не только дети, но и их родители. Совместная деятельность дает возможность родителям стать полноценными участниками образовательного процесса.
Актуальность (Слайд 5)
Правильно организованная предметно-пространственная среда группы стимулирует развитие творческих способностей ребёнка, мотивирует ребёнка к познанию мира и себя в нём, помогает ребёнку реализовать свои задумки и воплотить их в жизнь, а это в свою очередь создаёт возможность для успешного преодоления речевых дефектов и благотворно влияет на развитие речи в целом.
(Слайд 6) Стендбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде :
• информативен;
• способствует развитию творчества, воображения.
• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• несет в себе вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
(Слайд 7)Использование технологии «Стендбук» предполагает решение таких задач:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
(Слайд 8) Так что же представляет из себя стендбук?
Стендбук состоит из основы на которую крепятся элементы - гексы (это шести- и восьмиугольники, чаще в виде сот, лепестки, облачка в которых представлены знания по определенному аспекту, которые с успехом можно применить в обучении.
(Слайд 9)Каждый из элементов присоединяется к другому, благодаря понятийным связям. Все знания, которые дети получают при взаимодействии со стендбуком, тесно связаны с программным материалом. Они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Весь информационный материал стенда легко снимается и меняется на другой.
(Слайд 10)Тематически оформленная стена носит прежде всего развивающий характер, дающий ребенку возможность, с помощью различных манипуляций, выполнять определенные задания.
Все материалы Стенбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции :
• наглядно систематизировать найденную информацию;
• развивать познавательный интерес и творческое мышление;
• заинтересовать даже самой скучной темой;
• научить детей простому способу запоминания;
• объединить всю группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.
Работа со «Стендбуком» достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.
(Слайд11) Стендбук может быть использован в различных вариациях: как наглядное пособие на фронтальном занятии, для подгруппы детей или индивидуальной работы. Может служить площадкой для проведения различных тематических занятий, или стать элементом проекта.
Таким образом, хочется отметить что стендбук-технология может использоваться практически на любых видах деятельности и содержать в себе информацию любой тематики (народные промыслы, знакомство с писателями и их произведениями, экологической тематики и др.)
(Слайд 12) Информация, представленная на элементах стендбука, доступно, красочно изложена, а так же к ней прикреплен активный QR-код. При наведении «умной камеры» смартфона, взрослые и дети легко и практически моментально могут получить дополнительную информацию или послушать музыкальный элемент по данной теме, что делают его более насыщенным, информативным, «живым» и более притягательным. Элементы дополненной реальности, могут быть разными: это фрагменты аудио, видео, стихи, песни, физ. минутки, пальчиковые гимнастики, фрагменты познавательных фильмов.
(Слайд 13) Именно такая форма, как стендбук-технология, позволяет подключить к этому процессу родителей. Вовлечение родителей в образовательный процесс, вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить, поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.
(Слайд 14) По результатам диагностики после использования данной технологии в течение года, у детей отмечается стабильный рост уровня речевого развития.
В дальнейшем мы планируем продолжать работать в данном направлении, расширить количество элементов «стендбука» и изучаемых с их помощью тем.