Ольга Колетвинова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте ФГОC
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»
Информация
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников, как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте ФГОС ДО»
(в рамках педагогического совета «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества»
от 27.11.2019г.)
Воспитатель
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте ФГОC» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Колетвинова Ольга Васильевна
27.11.2019г.
Балашиха
(2 слайд) Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т. е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.
(3 слайд) К элементам эффективного общения относят следующие:
- желание вступать в контакт с окружающими;
- умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
ФГОС нацелен на главный результат – социализацию личности ребёнка.
(4 слайд) Задачи социально-коммуникативного развития :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
(5 слайд) Как только ребенок в первый раз приходит в детский сад он оказывается среди сверстников. Чтобы ребенок нашел свое место среди сверстников необходимо создать сплоченный, дружный коллектив. Ведь им придется не один год провести вместе. У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Это обязывает нас воспитателей формировать у детей умение доброжелательно относиться к окружающим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость, постепенно формируется сплоченный коллектив. Необходимой частью в формировании хорошего коллектива является развитие коммуникативных умений у детей.
(6 слайд) Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу, направляю и координирую действия детей. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбку», «Пропой свое имя», «Доброе утро», «Солнечные лучики», «Комплимент», «Карусель». На следующем этапе, чтобы пробудить интерес к разговору, развиваю умение слушать друг друга, не мешать, не перебивать, предварительно об этом договариваясь. Так же широко использую всевозможные хороводные игры. Хороводы помогают детям не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться: «Большие и маленькие ножки шагали по дорожке», «Каравай», «Паровозик», «Пузырь», «Ровным кругом».
Стараюсь формировать у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, использую литературные произведения, рассматриваю картины и иллюстрации соответствующей тематики, провожу этические беседы.
(7 слайд) Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает :
организациюпредметно-пространственной среды;
созданиедля детей ситуаций коммуникативной успешности;
стимулированиекоммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
устранениеу детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
обеспечениебаланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
моделированиеигровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
(8 слайд) Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности:
• Игровая деятельностьдает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельностьдает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельностьпозволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная деятельностьудовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Познавательная деятельностьобогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельностьдает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
• Проектная деятельностьактивизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
(9 слайд) Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта. От взрослого зависит так же и то, как будет восприниматься сверстник – на положительной эмоциональной основе или на отрицательной. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.
В своей работе обращаю внимание, легко ли вступает ребенок в контакт со взрослыми и детьми, имеются ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх и пр.
Все эти формы, используемые в нашей группе, лежат в основе формирования социально – коммуникативных компетентностей, обеспечивающих способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми.