Валентина Плющенко
Опыт работы «Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музеев как средство реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музейная педагогика в ДОУ : новые подходы в организации мини – музеев как средство реализации ФГОС ДО»
Подготовила старший воспитатель МДОУ «ДС№17» Плющенко В. И.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОО. Одной из таких инноваций является информатизация дошкольного образования. Информатизация ДОО — это создание единого информационного образовательного пространства с активным использованием интернет — ресурсов, информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Публикация «Опыт работы „Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-музеев как средство реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности с одной стороны и отсутствие во многих городах музеев различной тематики с другой стороны, привело к созданию виртуальных музеев. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Согласно словарю, под виртуальным музеем понимается созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве, который воспроизводит некоторые составляющие реального музея : каталоги, коллекции, экспозиции и т. п. И дает возможность виртуального путешествия по экспозиции и даже ее самостоятельного моделирования. В музее человек не просто получает знание, а учится быть человеком. Включение «Виртуального музея» в образовательный процесс способствует объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, общей культуры личности ребенка.
Таким образом, можно выделить две разновидности виртуальных музеев :
• представительства (сайты) реально существующих музеев
• виртуальные музеи
но называются все они пока одинаково: виртуальные музеи.
Возможно, у кого-то возникнут, вопросы, а зачем нужен виртуальный музей в детском саду. Во-первых, в групповых комнатах недостаточно места для размещения всех коллекций и экспозиций, во-вторых, экспонатами мини-музея, зачастую являются семейные реликвии, поэтому мы просто переводим в электронный вид (фотографируем, сканируем) экспонаты и создаем интерактивный музей. Следовательно, создание виртуального музея дошкольной образовательной организации и использования интернет-технологий значительно расширяют рамки традиционной музейной педагогики, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению родителей в совместную проектную деятельность. Работа по созданию Виртуального музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнерских отношений с родителями и наблюдается рост духовно – нравственного воспитания детей.
Также, использование в работе с дошкольниками виртуальных музеев, развивает познавательный интерес к истории, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, воспитателей, родителей и имеет ряд дидактических функций:
• реализуется принцип наглядности обучения;
• реализуется принцип научности обучения.
Виртуальные музеи имеют ряд преимуществ перед традиционными посещениями музеев :
• не покидая здания ДОУ можно увидеть и узнать много нового и интересного
• являются эффективным способом познания окружающей действительности, используя технологию виртуальных экскурсий
виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее.
Организационной основой виртуального музея являются : сайты реальных музеев; сайты в глобальной сети Интернет, не имеющие реального аналога; слайд-шоу или слайд-показы; компьютерные программы; видео CD, DVD (диски). Современные компьютерные технологии позволяют увлекательно и полно представить музей, его коллекции, отдельные предметы и информацию о них.
Сайты реальных музеев (онлайн журнал «Школьнику».виртуальные экскурсии по музеям России : художественные музеи, музеи –заповедники (виртуальный тур по Московскому Кремлюи др, этнографические музеи и др.
Слайд-шоу или слайд-показы
Практические домашние творческие задания, подготовленные детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями оформляются посредством программы Microsoft PowerPoint. Полученные слайд-шоу являются основой для проведения детьми виртуальных экскурсий.
Таким образом, создавая совместные проекты виртуальных экскурсий по различным темам проектов («Зимний лес», «Разноцветная осень», «Детский сад» и пр., дети углубляют полученные знания, осваивают приемы, методы исследовательской деятельности и навыки использования компьютера.
Например, с помощью виртуальной экскурсии по детскому саду можно заглянуть на кухню, в подвал и в кабинет заведующей. Такие экскурсии интересны детям и расширяют их представления об окружающем мире.
Родительские собрания с применением виртуальных экскурсий.
Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой
задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность, развивать чувство прекрасного.
Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. А после занятия еще и закрепить полученную информацию небольшой творческой работой.
Перспективные направления работы ДОУ :
1. Создать список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.
2. Организация детско-родительского конкурса виртуальных экскурсий
Одним из перспективных направлений в работе ДОУ является организация детско-родительского конкурса виртуальных экскурсий. Его целью является формирование познавательного интереса и развитие IT-компетентности родителей и детей.
Задачи конкурса:
повышение роли исследовательской и прикладной деятельности семей воспитанников;
создание условий для творческого развития детей;
Принять участие в конкурсе может ребенок ДОУ любой группы совместно с родителями. Номинации конкурса могут быть различными: «Осень листья осыпает», — «Я был в музее», «Моя семья, мой дом родной», «Наша малая родина», «Спорт, ты — мир!» :
Подготовленные презентации пополнят «методическую копилку» педагогов.
3. Создание виртуального музея села Спасское Виртуальный музей состоит из 4 экспозиций: мое село, история села, книга природы, культурное наследие.
4. Создание виртуальных музеев педагогами на основе своих проектов:
музей мяча, музей «Кукла- оберег», музей пуговицы, крупы.
5. Игровой персонаж «Хранитель тайн музея»
6. Виртуальный музей «Детский сад»
Ожидаемые результаты:
1. Успешное функционирование интерактивных мини-музеев, посещаемость страницы сайта ДОУ родителями воспитанников ДОУ и другими пользователями интернета.
2. Высокие показатели детей в познавательной, речевой, художественно-эстетической деятельности, формирование ценностного отношения к истории, интереса к музеям, выставкам.
3. Высокая степень проявления детской инициативности и самостоятельности.
4. Заинтересованность и удовлетворенность родителей от совместной деятельности.
5. Расширение спектра образовательных услуг и качество их предоставления.
6. Высокий рейтинг учреждения в городском округе.
7. Профессиональный рост педагогов.
Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное. Работу по данному направлению мы продолжим развивать, пополнять мини - музеи экспонатами, организовывать сменные и выставочные экспозиции, поддерживать связь с другими музеями села и района. Вся эта работа непроста и трудоемка. Особенно в части душевных сил. Но все окупается, когда видишь наших детей - их развитие,; их активность,, их умение ладить в коллективе, различные проявления их любви к своей Родине.
Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.