Елена Чаус
Индивидуальный план самообразования «Реализация проектов различной тематики в группе компенсирующей направленности»
▼ Скачать + Заказать документы
на 2018–2019 уч. г
Тема : «Реализация проектов различной тематики в группе компенсирующей направленности»
Актуальность темы:
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Публикация «Индивидуальный план самообразования „Реализация проектов различной тематики в группе компенсирующей направленности“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.).
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания. Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т. к. она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Цель: развитие познавательного интереса дошкольников и навыков сотрудничества посредством метода проектной деятельности.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес к проектной деятельности.
Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей.
Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда.
Содействовать совместной деятельности родителей и детей, гармонизации отношений между ними.
Повысить компетентность педагогов, родителей в значимости реализации проектной деятельности в ДОУ.
Обобщить опыт работы по теме самообразования.
План работы
Работа с детьми
Срок Тема Содержание работы Практический выход
В течение года Семейный вернисаж Творческие детско-родительские работы (рисунки, поделки, макеты) Выставки, конкурсы, фестивали, праздники
Сентябрь-май Проект «Семья, что может быть дороже» Беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры с конструктором, разучивание тематических стихов и песен, составление рассказов по теме «Семья», тематические рисунки и поделки (детско-родительское творчество, фотовыставки, изготовление подарков для пап и мам, встречи с интересными людьми Реализованный проект
Ноябрь Проект «День матери» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые и словесные игры, игры с конструктором, интервьюирование детей, составление рассказов о маме, чтение тематических рассказов и стихотворений, рассматривание семейных фотографий, детско-родительское творчество – «Портрет моей мамы» Реализованный проект
Март Проект «Эмблема моей семьи» Беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры с конструктором, разучивание тематических стихов, песен, пословиц и поговорок, составление рассказов, разгадывание загадок, рассматривание семейных альбомов, составление эмблемы семьи (совместно с родителями) Реализованный проект
Апрель Проект «Мир комнатных растений» Беседы, дидактические, словесные и подвижные игры, опытно-экспериментальная деятельность, чтение тематических стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, разгадывание загадок, слушание тематических музыкальных произведений, викторина «Мир комнатных растений» Реализованный проект
Май Проект «День Победы» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, словесные и подвижные игры, игры с конструктором, чтение и обсуждение произведений о войне, пословиц и поговорок, слушание тематических музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и репродукций по теме, самопрезентация своей страницы в Альбоме Славы, детско-родительское творчество – «День Победы» Реализованный проект
Работа с родителями
Срок Содержание работы Практический выход
В течение года «Семейный вернисаж» Выставки, конкурсы, фестивали, праздники, фотовыставки
Сентябрь Выявление уровня знаний родителей о проектной деятельности
Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ Информирование, опрос, индивидуальные беседы, обмен мнениями
Фестиваль семейного творчества
Октябрь Выступление на родительском собрании
Детско-родительское творчество Консультация «Роль семьи в реализации проектов в ДОУ»
«Семейный альбом»
Ноябрь Повышение педагогической компетентности родителей Тематические консультации по проекту «День матери»
Мастер-класс «Картина для мамы»
Декабрь Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Обмен мнениями: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка» Индивидуальные задания родителям по теме проекта «Семья, что может быть дороже»
Родительская гостиная
Январь Пополнение РППС группы
Детско-родительское творчество Подбор иллюстративного материала и художественной литературы по теме «Семья»
Альбом «Портрет моей семьи»
Февраль Рекомендации по оформлению страницы в «Альбоме Славы»
Детско-родительское творчество Беседы с родителями, индивидуальные консультации
«Альбом Славы»
Март Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Повышение педагогической компетентности родителей
Детско-родительское творчество Беседы, консультации по теме проекта «Эмблема моей семьи»
Альбом «Эмблема моей семьи»
Апрель Встречи с интересными людьми
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность Рассказы родителей о своей профессии
Консультации и рекомендации по теме проекта «Мир комнатных растений»
Май Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Нетрадиционные формы работы с родителями – «Домашние посиделки» Информирование и консультирование родителей по работе над проектом «День Победы»
Мастер-класс «Народные игры в семейном кругу»
Самореализация
Срок Содержание работы Практический выход
В течение года *Изучение нормативных документов
*Чтение тематических педагогических изданий
*Чтение методической и тематической литературы
*Обзор тематической информации в интернете
*Проведение открытых мероприятий (с последующим анализом со стороны коллег)
*Изучение и внедрение новых технологий
*Создание собственного блога и электронного портфолио
*Публикация собственного опыта педагогической деятельности на образовательных порталах и сайте ДОУ
*Работа с родителями по привлечению к проектной деятельности
*Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ
*Пополнение РППС группы Повышение педагогической компетентности
Сентябрь Теоретическое изучение проблемы
Практическая деятельность Изучение нормативных документов, учебно-методической лит-ры, опыта работы ДОУ, Интернет-ресурсов Составление индивидуального плана самообразования
Октябрь Изучение педагогической диагностики Мониторинг
Ноябрь Выступление на педагогическом совете Доклад «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
Декабрь Пополнение РППС
Подбор практического материала для работы с детьми
Картотеки игр, литературный материал, подборка физкультминуток по темам проектов
Январь Взаимодействие с педагогами ДОУ Консультация «Многообразность вариативности использования интегрированного метода проектов»
Февраль Изучение методического материала: Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. Повышение профессионализма
Обмен опытом с педагогами ДОУ
Март Взаимодействие с педагогами ДОУ Памятка «Советы воспитателю по работе над проектом»
Апрель Выступление на семинаре-практикуме
Подведение итогов педагогической диагностики Доклад «Проекты нашей группы»
Мониторинг
Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете Выступление на педсовете
Литература
1. Белая К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ/К. Ю. Белая//Справочник старшего воспитателя, 2007, № 2.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Айрис-пресс, 2008.
4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013.
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2011.
6. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов/М. Д. Маханева//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, № 1.
7. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №4.
8. Интернет-ресурсы.