Елена Чаус
Индивидуальный план самообразования «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром. Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т. к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Публикация «Индивидуальный план самообразования „Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Планирование. Планы работ
- Проекты, проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности с взрослым. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Поэтому один из методов реализации работы по патриотическому воспитанию в условиях ДОУ – проектный.
Проектная деятельность – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта : воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к семье, родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Заложив фундамент патриотизма с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего гражданина, любящего свою Родину.
В современных социально-исторических условиях воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, гражданственности является гарантом позитивного развития нашего государства в целом. Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания государства в будущем.
Цель: повышение уровня формирования гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста посредством использования проектной деятельности.
Задачи:
Формировать у дошкольников устойчивый интерес к проектной деятельности.
Выявить наиболее приемлемые формы реализации проектной деятельности.
Прививать дошкольникам любовь к семье, родному краю, духовно-нравственные ценности посредством проектной деятельности.
Развивать творческие, познавательно-исследовательские и коммуникативные способности детей.
Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.
Содействовать совместной деятельности родителей и детей, гармонизации отношений между ними.
Объединить усилия семьи и педагогов по вопросам формирования у дошкольников гражданско-патриотических качеств через организацию проектной деятельности.
Повысить компетентность педагогов, родителей в значимости реализации проектной деятельности в ДОУ.
Изучить методическую литературу по теме самообразования.
Обобщить опыт работы по теме самообразования.
План работы
Работа с детьми
Срок Тема Содержание работы Практический выход
В течение года Семейный вернисаж Творческие детско-родительские работы (рисунки, поделки) Выставки, конкурсы, фестивали, праздники
Сентябрь-ноябрь Проект «Я и моя семья» Беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение тематических пословиц и поговорок, интервьюирование родителей, творческое рассказывание по теме «Семья», рассматривание семейных альбомов, тематические рисунки и поделки (детско-родительское творчество, фотовыставки, выставка детской литературы «Библиотека семейного чтения», изготовление подарков для мам, оформление странички в альбоме «Я и моя семья» Реализованный проект
Декабрь Родной город (тематическая неделя) Беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, ознакомление с символикой г. Электросталь, чтение тематических стихов, слушание песен о родном городе, рассматривание тематических картинок и иллюстраций, экскурсия с родителями к памятным и любимым местам в городе Фотовыставка «Мое любимое место в городе»
Январь Обычаи и традиции русского народа Беседы: «Новый год», «Рождество», «Крещение», «Народные промыслы», рассматривание тематических иллюстраций и образцов предметов народных промыслов, разучивание русских народных игр Развлечение «Русские народные игры»
Февраль Проект «Они защищали Родину» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, словесные и подвижные игры, игры с конструктором, чтение и обсуждение произведений об армии, пословиц и поговорок, слушание тематических музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и репродукций по теме, тематическая книжная выставка, самопрезентация своей страницы в Альбоме Славы, развлечение с участием родителей Реализованный проект
Март Труд взрослых (тематическая неделя) Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие и словесные игры, игры с конструктором, чтение пословиц и поговорок о труде, рассматривание тематических иллюстраций, интервьюирование родителей, творческое рассказывание о профессиях Встречи с интересными людьми: «Рассказы родителей о своей профессии»
Апрель Проект «Русский космос» Беседы, дидактические, словесные и подвижные игры, чтение тематических стихотворений и рассказов, разгадывание загадок, слушание тематических музыкальных произведений, выставка «Таинственный космос» (детско-родительское творчество) Реализованный проект
Май Проект «День Победы» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, словесные и подвижные игры, игры с конструктором, чтение и обсуждение произведений о войне, пословиц и поговорок, слушание тематических музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и репродукций по теме, книжная выставка, самопрезентация страницы в Альбоме Славы, творческая выставка «Парад Победы» Реализованный проект
Работа с родителями
Срок Содержание работы Практический выход
В течение года «Семейный вернисаж» Выставки, конкурсы, фестивали, праздники, фотовыставки
Сентябрь Выявление уровня знаний родителей о проектной деятельности
Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Детско-родительское творчество
Информирование, опрос, индивидуальные беседы, обмен мнениями, рекомендации, консультирование
Проект «Я и моя семья»
Выставка рисунков «Мы за безопасное движение»
Фотовыставка «Семейная фотография»
Октябрь Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Детско-родительское творчество
Проект «Я и моя семья»
Выставка рисунков «Моя любимая бабушка»
Фотовыставка «Мы с дедом – мастера»
Выставка поделок из природного материала «Природа вокруг нас»
Ноябрь Повышение педагогической компетентности родителей
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Детско-родительское творчество
Рекомендации, индивидуальные консультации, беседы по подбору детской литературы Тематические консультации, индивидуальные задания родителям по проекту «Я и моя семья»
Проект «Я и моя семья»
Альбом «Я и моя семья»
Фотовыставка «Мамочка любимая моя»
Выставка детской литературы «Библиотека семейного чтения»
Декабрь Тематические консультации, беседы, рекомендации по теме «Родной город»
Детско-родительское творчество
Фотовыставка «Мое любимое место в городе»
Выставка новогодних поделок и рисунков
Январь Детско-родительское творчество
Нетрадиционные формы работы с родителями
Повышение педагогической компетентности родителей Выставка рисунков «Мой Новый год»
Развлечение «Русские народные игры»
Консультация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»
Февраль Рекомендации по оформлению страницы в «Альбоме Славы»
Детско-родительское творчество
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность Беседы с родителями, индивидуальные консультации
Оформление «Альбома Славы»
Конкурс творческих работ «День защитника Отечества»
Фотовыставка «Наши замечательные папы»
Проект «Они защищали Родину»
Март Тематические консультации, беседы, рекомендации по теме «Труд взрослых»
Детско-родительское творчество
Встречи с интересными людьми (рассказы родителей о своей профессии)
Выставка рисунков «Милая, добрая мама»
Конкурс творческих работ, посвященный Международному женскому дню 8 Марта
Фотовыставка «Наши замечательные бабушки и мамы»
Апрель Повышение педагогической компетентности родителей
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Детско-родительское творчество
Рекомендации, индивидуальные консультации, беседы по подбору и чтению детской литературы Беседы и консультации по запросу родителей по теме проекта «Русский космос»
Проект «Русский космос»
Выставка рисунков и поделок «Таинственный космос»
Выставка творческих работ какой я вижу нашу Землю»
Выставка «Моя любимая книжка»
Май Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Детско-родительское творчество
Повышение педагогической компетентности родителей
Проект «День Победы»
Творческая выставка «Парад Победы»
Выставка рисунков «Моя семья»
Фотовыставка «Семейный досуг»
Консультация «Растим будущих патриотов в семье»
Самореализация
Срок Содержание работы Практический выход
В течение года *Изучение нормативных документов
*Чтение тематических педагогических изданий
*Чтение методической и тематической литературы
*Обзор тематической информации в интернете
*Проведение открытых мероприятий (с последующим анализом со стороны коллег)
*Изучение и внедрение новых технологий
*Ведение собственного блога
*Публикация собственного опыта педагогической деятельности на образовательных порталах и сайте ДОУ
*Работа с родителями по привлечению к проектной деятельности
*Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ
*Пополнение РППС группы Повышение педагогической компетентности
Сентябрь Теоретическое изучение проблемы
Практическая деятельность Изучение нормативных документов, учебно-методической лит-ры, опыта работы ДОУ, Интернет-ресурсов Составление индивидуального плана самообразования
Октябрь Изучение педагогической диагностики, работа с методической литературой Мониторинг
Ноябрь Взаимодействие с педагогами ДОУ Консультация «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
Декабрь Пополнение РППС группы
Подбор практического материала для работы с детьми
Картотеки игр, литературный материал, подборка физкультминуток по темам проектов
Январь Взаимодействие с педагогами ДОУ Взаимопосещение занятий и мероприятий
Февраль Изучение методического материала: Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения; Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду Повышение профессионализма
Обмен опытом с педагогами ДОУ
Март Взаимодействие с педагогами ДОУ Консультация «Народная культура как средство воспитания личности»
Апрель Подведение итогов педагогической диагностики Мониторинг
Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете Публикация собственного педагогического опыта на образовательных сайтах
Литература
1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М. : АРКТИ, 2007.
2. Белая К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ/К. Ю. Белая//Справочник старшего воспитателя, 2007, № 2.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Айрис-пресс, 2008.
5. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013.
6. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2011.
7. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов/М. Д. Маханева//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, № 1.
8. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2008.
9. С чего начинается Родина? : Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ : Сборник / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : Сфера, 2003.
10. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №4.
11. Интернет-ресурсы.