Наталия Пимашова
Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие звуковой культуры речи посредством фольклора и моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема : «Развитие звуковой культуры речи посредствам фольклора и моделирования»
Направление: речевое
Группа: вторая младшая
Дата начала работы над темой : сентябрь 2021
Окончание работы : май 2022
Форма самообразования : индивидуальная.
Актуальность
Публикация «Индивидуальный план работы по самообразованию „Развитие звуковой культуры речи посредством фольклора и моделирования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель : объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. Сочетать практическую и игровую деятельность, обучать детей умению понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. Уделять большое внимание эмоциональному состоянию ребенка, способствовать формированию прочных познавательных навыков.
Задачи:
1. Развитие звуковой культуры речи.
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму.
3. Развитие основных движений и мелкой моторики.
Основные вопросы для изучения:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- внедрить в работу современные методы и технологии по данной теме;
- обогатить материально-техническую базу;
Ожидаемые результаты:
-правильно и четко произносить гласные звуки и согласные звуки изолированно, в словах и фразовой речи;
-уметь рассказывать сказки и короткие стихи, участвовать в инсценировках;
- использовать выразительные средства речи - темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
- понимать значение терминов (звук - слово);
- уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.
Перспективный план самообразования на 2021-2022 учебный год
Раздел Сроки Содержание Практические выходы
1 этап
Подготовительный сентябрь - май -Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуре : Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., переработанное и дополненное. 2008г.
-О. С. Ушакова «Развитие речи у детей 3-4 лет»
-Русский фольклор/ сост. В. Аникин М., 1985г.
-Программа «От звука к букве»/ Е. В. Колесникова. –М. Издательство «Ювента», 2010г.
-«Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет», Учебно-методическое пособие. / Е. В. Колесникова. –М. Ювента,2015г.
-«Раз-словечко, два-словечко», Е. В. Колесникова-М. 2105г.
-С. Я. Маршак, И. Лопухина, М. Мышковская, И. Токмакова, В. Линьков, В, А. Жуковский, М. Пляцковский, Т. Шорыгина, Стихи для детей.
-загадки, потешки, заклички, прибаутки, песенки.
-физминутки, подвижные игры и дидактические.
-интернет-ресурсы
-русские и мордовские народные сказки
-изучение методической литературы
-диагностика знаний и умений детей
-подбор материала
-составление перспективного плана
-подбор литературы
2 Основной
работа с детьми октябрь – ноябрь
февраль
март
апрель -отгадывание детьми загадок
-работа в тетрадях
-театрализованная постановка
-работа с трафаретами.
-просмотр кукольного театра по русским сказкам, хороводы, подвижные игры.
-пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
-работа с раскрасками.
-знакомство с закличками, потешками о солнце. -досуг «Вечер загадок»
-папка-передвижка: «Путь к уму»
-инсценировка русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка».
-развлечение :
«Широкая Масленица»
-игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»
-праздник «Мама –милая моя»
-досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Работа с семьей январь- апрель -разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей на праздниках
-совместное творчество детей и родителей.
-консультация «Воспитываем характер ребенка по средствам художественной литературы»
-сообщение «Пальчики развивают речь» -«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
-семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
-литературная викторина: «Сказки, сказки…»
3 Заключительный
самореализация март -
май -работа в тетрадях
-презентация «Наши успехи»
-круглый стол «Все по полочкам»
-открытый показ занятия
-отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете -консультация для воспитателей: «Возможности моделирования в речевом развитии»
-открытое занятие по развитию речи «Путешествие в сказку Заюшкина избушка»
-выступление на педсовете: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»