Елена Давыдова
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ (логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ.
Ф. И. О.
Дата рождения
Заключение ПМПК:
Срок реализации
Учитель – логопед Давыдова Е. Н.
№ Направление коррекционной работы Задачи Рекомендованные игры и задания
Взаимодействия с педагогами и родителями
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ (логопедическая группа)» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
1 Развитие моторики рече-вого аппарата Совершенствование статистической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыха-тельного аппарата, координирование их работы. Артикуляционная гимнастика :«Лопаточка», «Чаше-чка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка».
Воспитатели: развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).
Родители: организация домашних заданий по реко-мендациям учителя-логопеда через тетрадь взаимо-действия; семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика».
Музыкальный руководитель: артикуляционная гим-настика во время певческих навыков.
2 Развитие мелкой мото-рики пальцев рук Совершенствование динамического пра-ксиса и дифференциации движений па-льцев рук. Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота», «Улитка», «Ножницы», «Бегают человечки», «Как живешь?»,
«Варежки», «Очки», «Птицы», «Апельсин», «Зайцы»,
«Козы», «Птички».
Воспитатели: пальчиковая гимнастика; изобразите-льная деятельность; обводка, штриховка, конструи-рование из счетных палочек; застегивание; шнуровка.
Родители: консультация «Логопедические игры на кухне», шнуровка, застегивание, обводка, штриховка, пальчиковая гимнастика, игры с пазлами, работа с ножницами.
3 Устранение дефектного звукопроизношения Постановка [с], [з], [ц]; [ш], [ж]; [р], [р']; [л], [л']. Способ постановки смешанный. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус».
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки».
Артикуляционная гимнастика [р], [р'] : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Бараба-нщик», «Гармошка», «Пулемет».
Артикуляционная гимнастика [л], [л'] : «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Гудит пароход».
Воспитатели: формирование правильного звукопро-изношения (через тетрадь взаимодействия с учите-лем-логопедом, артикуляционная гимнастика).
Родители: по рекомендациям учителя-логопеда про-водить домашние занятия, способствующие устра-нению нарушений звукопроизношения (артикуля-ционная гимнастика).
а) Автоматизация звуков Автоматизация звуков:
- в слогах, словах, предложениях, чисто-говорках, в стихах, в спонтанной речи. Дидактические игры: «Эхо», «Запомни и повтори», «Ступеньки», «Ромашка», «Повторялка», «Подскажи словечко», «Замени звук», «Договори слово», «Жи-вые предложения», «Логический поезд».
Воспитатели: автоматизация поставленных звуков (через тетрадь взаимодействия с учителем-логопе-дом, дидактические игры и упражнения.
Родители: выполнение домашних занятий по рекоме-ндациям учителя-логопеда, способствующих автома-тизации поставленных звуков (речевые игры и упражнения).
б) Дифференциация звуков Дифференциация звуков:
- в слогах, словах, предложениях, чисто-говорках, стихах (скороговорках, разго-ворной речи). Дидактические игры и упражнения: «Звуковые доми-ки», «Улитка», «Ромашка», К/и «Игры для Тигры», «Кораблики», «Муравейник», «Собери бусы», «Рассели картинки в дом», «Звуковые часы», «Слова родственники», «Исправь ошибку», «Угадай на ощупь», «Скажи наоборот», «Где, чей дом?», «Лото».
Воспитатели: дифференциация звуков в играх, упра-жнениях.
Родители: дифференциация звуков в домашних условиях по речевому материалу в индивидуальной тетради (игры и упражнения).
4 Развитие функций фоне-матического слуха Развивать способность узнавать и разли-чать неречевые звуки:
- различение звуков по высоте, силе, те-мбру голоса;
- различение сходных между собой по звучанию слов;
- различение слогов, звуков;
- освоение навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие слухового внимания;
- обучение грамоте. Дидактические игры и упражнения: «Что шумит за окном?», «Тихо-громко», «Подбери рифму», «Слу-шай и выбирай», «Хлопни в ладоши», «Составь сло-во», «Звуковое домино», «Кто полетит на луну?», «Буратино и Мальвина», «Веселые путешественни-ки», «Мы едем, едем…», «Хлопни не зевай», «Пой мой звук», «Что звучало?», «Покажи правильно», «И солнце, и дождь», «Угадай кто кричит?», «Где позво-нили?», «Угадай, на чем играю?».
Воспитатели: развитие функций фонематического слуха в играх и упражнениях (через индивидуальную тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом).
Родители: развитие фонематического слуха в играхи упражнениях (по рекомендациям учителя-логопеда).
5 Развитие и совершенст-вование лексико-грамма-тической стороны речи Формировать грамматической катего-рии имен существительных, прилага- тельных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам).
Формировать навыки правильного сог-ласования имен существительных, при-лагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
Формировать навыки анализа предло-жений и составление грамматических схем предложения. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Сос-тавь предложение», «Назови ласково», «Что приго-товим?», «В земле или на земле», «Что с чем?», «Что это?», «Чего не бывает?», «Скажи правильно», «По-чему?», «Кому это нужно?», «Что с чем рядом?», «Чем угостишь?»,.
Дидактические игры: «Скажи, где находится?», «На-зови кто это?», «Живые предложения», «Один – много», «Действия», «Признаки», «Разложи картин-ки», «Где чей дом?», «Из чего мы сделаны?».
Воспитатели: лексико-грамматические игры и упра-жнения по рекомендации учителя-логопеда.
Родители: игры и упражнения дома, по рекомен-дациям учителя-логопеда.
6 Развитие словаря - Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексическим тем.
- Упражнять в словоизменении, слово-образовании. Дидактические игры: «Овощи-фрукты», «Веселые профессии», «Сад – огород», «Найди и назови», «Времена года», «Животные и их детеныши», «Семья», «Угадай-ка», «Веришь – не веришь».
Воспитатели: пополнение активного словаря суще-ствительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами; овладение приставочными глаголами, предлогами (через тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом, игры и упражнения.
Родители: пополнение и активизация словарного запаса, игры и упражнения дома (через тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом).
7 Развитие связной речи - Составлять простые распространенные предложения.
- Обучать задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
- Обучать составлять описательным рассказам по лексическим темам.
- Работать над диалогической и монологической речью.
- Обучать пересказу. Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа, сюжетный домик «Семья», набор «Кукольный театр».
Дидактические игры: «Рифмы», «Непрошенные гости», «Поле чудес», «Чудесный мешочек», «Сюжетное лото», «Звукоед», «Морской бой», «Заменяйка».
Воспитатели: развивать умение вслушиваться в обращенную речь, закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки описания о предметах и явлениях по заданному плану и самостоятельно, совершенствовать навыки составления рассказов по серии картин и по картине.
Родители: развивать диалогическую и монологи-ческую речь; учить отвечать на вопросы предложениями; повторять рассказы – описания, загадки – описания; проговаривание чистоговорок, скороговорок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений; рекомендации учителя-логопеда через тетрадь взаимодействия.
8 Работа над слоговой структурой слова (инди-видуально, на материале правильно произноси-мых данным ребенком звуков). - Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначала изолиро-ванно, потом в словосочетаниях, предложениях, соблюдая последовате-льность и количество слогов, интона-ционно правильно оформляя их.
- Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным коли-чеством слогов. Коррекционные упражнения: «Узнай кто это?», «Конец слова за тобой», «Выполни команду», «Какое слово получилось?», «Кто у кого?», «Покажи и назови», «Слушай и называй», «Что ты делаешь?», «Так бывает или нет?», «Чьи вещи?», «Узнай слово по гласным».
Воспитатели: тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов; формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.
Родители: развитие интонационной выразительности, формирование слоговой структуры слова (рекомендации учителя-логопеда через тетрадь взаимодействия).
9 Развитие психологичес-кой базы речи - Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
- Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
- Развивать все виды внимания, память, воображение. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай чей голосок?», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком?», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек».
Педагог-психолог: коррекция эмоциональной сферы.
Воспитатели: развитие внимания, памяти, воображения.
Родители: развитие внимания, памяти, воображения (рекомендации учителя-логопеда, упражнения для домашних занятий).
10. Сенсорное развитие - Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.
- Закрепить знание основных цветов и оттенков, в форме и величине предметов, обогатить представление о них. Воспитатели:
- упражнения в узнавании, классификации, сравнении цвета, геометрических фигур, формы, величины;
- использовать телесно-ориентированные упраж-нения, глазодвигательные упражнения, релаксацион-ные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Литература.
1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПб, Детство-Пресс,2013.
2. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. _ СПб, 2012.
3. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПБ, 2010.
4. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб, 2009.