Светлана Басиева
Консультация для педагогов «Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте предусмотрено в ряде нормативно – правовых документов.
В законе РФ «Об образовании» сказано: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…»(ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей». И еще, в разделе Концепции «Воспитание дошкольников», мы читаем: «Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В «ФГОС ДО» рассматривается совокупность образовательных областей (направлений). Содержание социально-коммуникативного развития направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
1) приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
2) формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В результате выпускник «способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения»; «ребенок имеет представление о себе, собственно принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределением семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире».
В «Конвенции по правам ребенка» (в ст. 29) прописано: «образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, к культурной самобытности его родной страны, а также других стран»; (в ст. 30) «право ребенка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком».
Таким образом, общим в данных документах является формирование у детей установок толерантного поведения, профилактики экстремизма и гармонизации межэтнических отношений. Толерантная личность способна конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо учить детей самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за его ответственность перед собой и перед обществом.
В решении задач формирования толерантности как предупреждения экстремистских проявлений особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка и развития патриотизма маленьких граждан. В ДОУ воспитываются дети разных национальностей, поэтому педагогами и другими работниками ДОУ должна вестись работа по воспитанию национальной терпимости, также необходимо включать в педагогическую работу по освоению воспитанниками содержания образовательной области «Социализация» вопросы воспитания межэтнической толерантности.
Основное достоинство воспитания межэтнической толерантности заключается, не только в создании условий овладения родным языком и приобщения ребенка к культуре своего народа, а в формировании таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, представление о добре и зле, о правильном и неправильном, стремление к хорошим поступкам.
В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещения библиотек города, музея экологии и краеведения.
Период дошкольного возраста является наиболее подходящим моментом для становления личности и воспитания у ребенка доброжелательного отношения к народам разных стран, доброты, отзывчивости, т. е. формирования у него межэтнической толерантности.
Поэтому педагогам и другим работникам ДОУ необходимо обеспечить воспитательную работу с детьми дошкольного возраста по профилактике экстремистской деятельности и гармонизации межнациональных отношений.