Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте»

Светлана Басиева
Консультация для педагогов «Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте предусмотрено в ряде нормативно – правовых документов.

В законе РФ «Об образовании» сказано: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…»(ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей». И еще, в разделе Концепции «Воспитание дошкольников», мы читаем: «Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности».

Темочки:

В «ФГОС ДО» рассматривается совокупность образовательных областей (направлений). Содержание социально-коммуникативного развития направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

1) приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

2) формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В результате выпускник «способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения»; «ребенок имеет представление о себе, собственно принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределением семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире».

В «Конвенции по правам ребенка» (в ст. 29) прописано: «образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, к культурной самобытности его родной страны, а также других стран»; (в ст. 30) «право ребенка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком».

Таким образом, общим в данных документах является формирование у детей установок толерантного поведения, профилактики экстремизма и гармонизации межэтнических отношений. Толерантная личность способна конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо учить детей самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за его ответственность перед собой и перед обществом.

В решении задач формирования толерантности как предупреждения экстремистских проявлений особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка и развития патриотизма маленьких граждан. В ДОУ воспитываются дети разных национальностей, поэтому педагогами и другими работниками ДОУ должна вестись работа по воспитанию национальной терпимости, также необходимо включать в педагогическую работу по освоению воспитанниками содержания образовательной области «Социализация» вопросы воспитания межэтнической толерантности.

Основное достоинство воспитания межэтнической толерантности заключается, не только в создании условий овладения родным языком и приобщения ребенка к культуре своего народа, а в формировании таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, представление о добре и зле, о правильном и неправильном, стремление к хорошим поступкам.

В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещения библиотек города, музея экологии и краеведения.

Период дошкольного возраста является наиболее подходящим моментом для становления личности и воспитания у ребенка доброжелательного отношения к народам разных стран, доброты, отзывчивости, т. е. формирования у него межэтнической толерантности.

Поэтому педагогам и другим работникам ДОУ необходимо обеспечить воспитательную работу с детьми дошкольного возраста по профилактике экстремистской деятельности и гармонизации межнациональных отношений.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 18:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Басиева (УИ 3379184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД