МААМ-картинки

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Наталья Адамович
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
▼ Скачать + Заказать документы

Ф. И. О. Возраст : Дата рождения: Диагноз: Рекомендации медицинского учреждения по диагнозу: - дата предъявления справки инвалидности: - заключение медико- социальной экспертизы детской городской больницы: - рекомендации медико- социальной экспертизы: Группа здоровья:

ребёнок – инвалид. Данные о родителях:

Домашний адрес : Социальный статус семьи : Условия жизни ребенка :

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)» размещена в разделах

Цель работы: Обеспечить специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка-инвалида в процессе обучения и воспитания на ступени старшего возраста.

Задачи работы: - Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. - Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения. - Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций. - Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения. - Формирование позитивной мотивации к обучению. - Развитие пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом. - Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с ДЦП.

Основные направления проводимой работы: - комплексное обследование ребенка; - разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для ребенка - инвалида; - социально-психологическое изучение семьи; обязательное взаимодействие с семьей ребенка и вовлечение ее в воспитательно - образовательный процесс; - переподготовка и повышение квалификации педагогов; - работа консультативного пункта для родителей.

Ожидаемые результаты: 1. Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса. 2. Сотрудничество родителей. 3. Реальная (адекватная) самооценка. 4. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками. 5. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.

Условия работы: Детский церебральный паралич - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание.

Психологические особенности детей с ДЦП: - своеобразное психическое развитие; - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; - сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; - состояние интеллекта крайне разнообразно : нормальный или близкий к нормальному интеллект, ЗПР, умственная отсталость; - нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства); - недостаточность пространственных и временных представлений; - выражены нарушения схемы тела; - часто выражена недостаточность фонематического восприятия; - нарушение эмоционально-волевой сферы; -нарушения личностного развития детей с ДЦП: -пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

С учетом особых образовательных потребностей ребёнка с нарушениями ОДА мы соблюдаем следующие условия: - создали безбарьерную архитектурно-планировочную среду; - соблюдаем ортопедический режим; - осуществляем профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов в работе с детьми с двигательной патологией; - соблюдаем рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.); - организовываем коррекционно-развивающие занятия по коррекции нарушенных психических функций; - осуществляем работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены; - оказываем логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств; - подобрали мебель, соответствующую потребностям ребёнка; - предоставляем ребенку возможность передвигаться по организации тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе; - проводим целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучаем их доступным приемам коррекционно-развивающей работы; - формируем толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей; - привлекать ребёнка с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях. При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Педагогическая характеристика Ф. И. ребёнка. Ф. И. ребёнка в настоящее время посещает (название МДОУ). Дошкольное учреждение общего типа. Программу МДОУ ребёнок усваивает, но на занятиях не активна, неусидчива, часто отвлекается сама и отвлекает других детей разговорами, работоспособность неравномерная. Быстро переключается с одного вида деятельности на другую. Нуждается в дополнительном внимании со стороны педагога на занятиях: физкультуры, аппликации, лепки, рисовании, музыки (танцевальные движения). Координация движения нарушена, мелкая моторика развита плохо: не уверенно владеет карандашом, ножницами, стекой. Работает правой рукой. Помощь взрослых принимает охотно. Ребёнок может самостоятельно организовать сюжетно - ролевую игру, любит играть с друзьями, оречевляет выполняемые действия, предпочтение отдаёт спокойным играм. В играх использует предметы – заместители. Не конфликтна, ласковая. Бывает очень активной. Охотно идёт на контакт с детьми и со знакомыми взрослыми. Девочка послушна. С незнакомыми людьми бывает застенчива, присматривается к ним, изучает их. Навыки самообслуживания сформированы, испытывает трудности в одевании (застегнуть, завязать). Опрятна. Засыпает долго. Простудными заболеваниями болеет мало, в основном пропуски связаны с реабилитацией ребёнка (санатории, больницы и т. д.) . Ребёнок воспитывается в полной семье. Родители заинтересованы в воспитании, обучении и развитии ребёнка, охотно идут на контакт с педагогами, прислушиваются к советам воспитателя.

Результаты педагогической диагностики ребёнка, вписываются данные:

(Сформирован % Находится на стадии формирования %Не сформирован %

Начало года-конец года по всем образовательным областям)

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов. Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта. Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом возрастных, индивидуальных возможностей ребенка-инвалида на основе заключения врача, у кого ребенок стоит на учете.

Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ДЦП в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Формы и условия работы с ребенком ДЦП : – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Обучение в подготовительной группе по основной образовательной программе дошкольного образования. Формы реализации коррекционных задач: индивидуальные коррекционные занятия; консультации родителей. Способ фиксации: дневник наблюдения, проведение комплексной диагностики. Режим дня соответствует режиму дня здоровых детей. С ребенком-инвалидом в детском саду работают специалисты: педагог-психолог : учитель- логопед: воспитатель; музыкальный руководитель: (Ф. И. О. всех специалистов) Развивающая среда МДОУ (название) : физкультурный зал, музыкальный зал, кабинеты специалистов (педагога-психолога, учителя – логопеда). Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие, обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП специалистами различного профиля в образовательном процессе. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу и контролирует правильность их выполнения.

Педагог-психолог: психологическая диагностика; профилактика и консультирование; психологическая коррекция; использование элементов психотерапии; рекомендации другим специалистам, воспитателям и родителям; социальная адаптация.

Учитель-логопед: логопедическая диагностика; коррекция и развитие речи, ознакомление с окружающим; рекомендации другим специалистам и воспитателям; консультирование родителей.

Музыкальный руководитель: использование элементов музыкальной, танцевальной и терапии с учетом рекомендаций педагога – психолога и учителя – логопеда; организация совместных праздников и развлечений. развитие дыхания и голоса, певческих навыков, фонематического слуха, развитие общей и мелкой моторика, чувства ритма, координация движений, ориентировка в пространстве.

Воспитатели: Развитие предметной и игровой деятельности. Трудовое воспитание. Развитие мелкой и общей моторика, развитие психических процессов, развитие познавательной деятельности, ориентировка в пространстве, развитие эстетическо-художественных качеств и др. Педагогическая диагностика; исследование социального статуса семьи; организация эмоционально – благоприятного климата в группе; реализация рекомендаций специалистов; взаимодействие с семьей. Воспитатели формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки, развлечения, досуги и т. д.

Медицинский работник: сбор анамнестических данных воспитанников из амбулаторных карт, укрепляющие, закаливающие мероприятия, вакцинация по календарю, контроль за прохождением медицинской комиссии для ГПМПК, заполнение индивидуальных карт воспитанникам.

Этапы работы:

Этап подготовительный. 1. Создание эмоционального настроя в группе; 2. Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; 3. Системность подачи материала; 4. Понимать и выполнять инструкцию педагога. 5. Наглядность обучения; 6. Цикличность построения занятия. 7. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Этап основной.

1. Познавательная сфера: память; внимание ; мышление; восприятие; развитие учебных навыков. 2. Развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций: невербальное - вербальное общение; снятие телесного и эмоционального напряжения; формирование отношения доверия, умение сотрудничать; формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок; воспитание у детей нравственных качества и чувств; развитие самосознания и навыков саморегуляции.

3. Моторика: общая; мелкая; артикуляционная III

Этап заключительный.

1. Определение уровня развития ребенка.

2. Определение предпосылок учебной деятельности.

План работы с ребёнком -инвалидом на 2018-2019 учебный год. 1. Проведение мониторинга развития ребенка-инвалида в учреждении (при поступлении, сентябрь, май каждого уч. года.). 2. Помощь ребенку-инвалиду в формировании навыков: -личной гигиены - самообслуживания (в течении года) - воспитатели группы. 3. Оказание консультативной помощи семье с ребенком-инвалидом (в течении года)- педагоги-специалисты. 4. Консультация «Ребёнок – инвалида в ДОУ»(октябрь) -педагог-психолог. 5 .Изучение и внедрение в педагогический процесс МДОУ инновационного опыта интеграции детей-инвалидов (По плану) Педагоги-специалисты. 6. Проведение индивидуальных занятий по формированию коммуникативных навыков с ребёнком- инвалидом, испытывающим трудности в общении (по плану)- педагог-психолог. 7. Консультация для педагогов «Формирование навыков социальной адаптации у детей-инвалидов и детей с ОВЗ»(апрель)- педагог-психолог.

8. Участие ребёнка-инвалида в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, днях здоровья, проводимых в детском саду (по плану) - воспитатели, специалисты. 9. Консультация для родителей «Помогаем детям вместе» (ноябрь)-педагог-психолог. 11. Круглый стол «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут»(октябрь)- педагоги, медицинский работник. 12. Консультация для педагогов «Формирование навыков самоконтроля у детей с нарушениями развития» (декабрь)- педагог-психолог.

Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) разрабатывается индивидуально. Мы проанализировали медицинскую документацию (выписки из истории болезни, врачей из стационаров и др., побеседовали с родителями, наблюдали за ребенком в свободной деятельности. Определили двигательный статус и описали его в соответствии с ведущим неврологическим синдромом: состояние моторной функции, рук, наличие тонических рефлексов. Затем организовали комплексное обследование, результаты которого занесли в карту. Исходя из этого, разработали индивидуальную программа по формированию двигательных умений и навыков для ребёнка. В программе определяется двигательный и ортопедический режим, дозирование нагрузок, указывается противопоказания к применению тех или иных приемов. В ходе работы по физическому воспитанию учитывались рекомендации всех специалистов. Для ребенка с ДЦП важно соблюдать общий двигательный режим. Он не должен более 20 минут находиться в одной и той же позе. Для ребенка индивидуально подбирались наиболее адекватные позы. В процессе работы с ребёнком используются физкультминутки. В свободное время Ксеня охотно принимает участие в физкультурно-массовых мероприятиях, спортивных праздниках, досугах. Все мероприятия, которые проводяться с ребенком, обсуждаются на консилиуме специалистов. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. Рекомендуется использовать в работе следующие упражнения: - упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения; -пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа, упражнения на мяче большого диаметра; - упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и. п. сидя, стоя; - принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом; - упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке, бег, прыжки, (вначале на мини-батуте, метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения; и т. д. Наряду со всеми реабилитационными мероприятиями по восстановлению двигательных функций детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существует такое направление, как арт-терапия. Подобная терапия относится к педагогической коррекции. Особые дети как никто нуждаются в самоутверждении и самовыражении, а творчество им в этом помогает. Применяя двигательные и изобразительные средства, ребенок учится контактировать с окружающим миром. По средствам рисунка он может выразить свои чувства, мысли, выказывать мотивацию поведения, своей деятельности, которые ему так необходимы для дальнейшего развития и приспособления ко всему, что его окружает. Такая система помогает детям повысить познавательную деятельность, развивает концентрирование внимания, способствует развитию сенсорной и двигательной моторики. Опираясь на это направление мной организован кружок «Волшебные краски», целью которой является: выявление индивидуальных художественных способностей детей; формирование навыков рисования, лепки, аппликации; помощь в освоении новых изобразительных материалов и нетрадиционных техник создания изображения; развитие мелкой моторики. Индивидуальные кружковые занятия, которые проводились один раз в неделю, позволили раскрепостить девочку, вселить уверенность в своем умении, развить творческое воображение.

Психолого-педагогическая реабилитация. Мы организовали работу в следующих направлениях: обучение ребёнка усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций; развитие константности, предметности и обобщенности восприятия ; развитие скорости восприятия объектов; обучение многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета; обучение использованию вспомогательных предметов ; формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности. Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации: 1. Психодиагностика высших психических функций, особенностей эмоционально -волевой сферы, личностных характеристик ребенка.

2. Коррекция несформированных высших психических функций, взаимоотношений в детском коллективе. 3. Создание адекватной возможностям ребенка инвалида охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды в группе, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности (использование альтернативных методов обучения, методических приемов, подбор дидактического материала). 4. Подготовка ребенка-инвалида к участию в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, днях здоровья, проводимых в детском саду.

Перечень мероприятий социальной реабилитации: 1. Консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации 2. Обучение ребенка-инвалида социальным навыкам (личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения и др). 3. Приспособление бытовых условий к потребностям инвалида 4. Обеспечение техническими средствами реабилитации. 5. Обучение навыкам занятий физкультуры и спорта.

Основные направления работы:

«Физическое развитие». Цели и задачи- совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья воспитанника, формировать культурно-гигиенические навыки, потребность вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления. Работа по физическому воспитанию строилась таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи.

«Социально-коммуникативное развитие». Цели и задачи - обеспечить оптимальное вхождения ребёнка с ДЦП в общественную жизнь. Формировать знания, умения и навыки, связанные с жизнью человека в обществе; подготовить ребёнка с ДЦП к самостоятельной жизнедеятельности; развивать элементарные трудовые навыки, умения действовать простейшими инструментами. Развивать коммуникативные умения.

«Познавательное и речевое развитие». Цели и задачи - формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности; усваивать и обогащать знания о природе и обществе; развить познавательные интересы; развить речи как средства познания. Сенсорное развитие: развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое; развивать познавательно исследовательскую и конструктивную деятельность; формировать элементарные математические представления; восполнять недостаточность общения ребёнка с ДЦП с окружающими людьми, расширять кругозор, обогатить его жизненный и нравственный опыт.

«Художественно-эстетическое развитие». Цели и задачи- формировать у детей эстетическое отношения к миру, накапливать эстетические представлений и образы, развивать эстетический вкус, художественные способности, осваивать различные виды художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи. Учить детей создавать творческие работы. Нормализация воспитания ребёнка с ограниченными возможностями начинается с повышения его социальной значимости в семье. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место занимают проблема воспитания ребенка-инвалида и его интеграция в социальную среду. Для решения этих проблем семье необходима социально-педагогическая помощь. В настоящее время в системе специального образования появилась положительная тенденция к включению родителей в процесс обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии. Сотрудничество с родителями - это очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность всей абилитации. Родители являются полноправными участниками педагогического процесса, поэтому они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое, педагогическое воздействие оказывается на их ребенка. При поступлении Ксени в группу, после знакомства с ребенком и его родителями мы провели педагогическое изучение особенности семьи. Беседовали с ребенком и родителями, наблюдали за игрой матери и ребенка. Затем познакомили родителей с программами, по которым работаем с ребёнком, разъяснили, с какой целью применяются те или иные программы, методы и приемы, привлекали их к продолжению коррекционной работы дома. К родителям ребёнка применяли индивидуальный подход. Практически ежедневно проводятся индивидуальные беседы с родителями, когда они приходят за своим ребенком, сообщаем им о том, как ребенок провел сегодня день, как занимался, что удалось, а над чем надо еще поработать. Это помогает родителям включаться в педагогический процесс, обучаться методам и приемам работы с детьми. Для решения более серьезных вопросов в воспитании и обучении ребёнка собирались за круглым столом, организуем тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций. Мы оказывали помощь в виде индивидуальных консультаций, рекомендаций. Родители ребёнка ответственно относились к своим родительским обязанностям. Привлекали родителей к участию в конкурсах, утренниках, они с большим удовольствием принимали в этом участие и оказывали помощь в организации. Итогом работы воспитателя с родителями является формирование у них установки на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, на активную позицию в его воспитании в семье.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-классИндивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)»Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Опубликовано: 10 января 2021 в 14:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Адамович (УИ 318262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД