Алена Уклеина
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития
Возраст 5 лет
По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Индивидуальные занятия по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей, через решение следующих задач:
• сенсорного развития;
• свободного общения с взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей;
• формировать целостную картину мира, расширение кругозора;
• формировать элементарные математические представления;
• учить слушать и слышать учебную задачу, выполнять одну и двух ступенчатую инструкцию, переносить полученный опыт в другие условия;
• формировать опыт самоконтроля.
• Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Учить ставить игровую задачу, распределять роли, разворачивать сюжет игры, договариваться между собой, вести ролевую беседу, выполнять правила игры.
Формы и условия работы с ребенком :
– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;
– индивидуальные коррекционные занятия с педагогом – психологом и учителем-логопедом;
– гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения;
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;
– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;
– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.
Первый период обучения: середина сентября, октябрь, ноябрь.
Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.
Цели.
1. Расширять кругозор ребенка по теме «Осень» : труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.
2. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.
3. Расширить словарь прилагательных и глаголов.
4. Образование существительных множественного числа от единственного.
5. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.
6. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
7. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.
Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.
8. Составление рассказа-описания по плану.
Содержание работы.
• Игра «Угадай, когда это бывает?».
• Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)
• Игра «Какой, какая, какие?»
• Игра «Что он делает?»
• Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи»
• Игра «Один - много» с мячом.
• Игра «Назови ласково» с мячом.
• Игра «Жадина» - моя машина, мой самовар, мое мороженное.
• Игра «Какой, какая, какие»
• Составление рассказа - описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о посуде и другие.
Сенсорное развитие.
Цели.
1. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке.
3. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».
Содержание работы.
• Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг …
• Составление бус из геометрических фигур разного цвета.
• Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.
• Игра «Цвет, форма»
• Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»
• Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»
• Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»
• Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.
• Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.
• Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».
• Д/и «Блоки Дьенеша» : разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке.
Психические процессы.
Цели.
1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Содержание работы.
• Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).
• Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»
• Игра «Чего не стало?»
• Игра «Сравни два предмета»
• Игра «Кубики» (из 6- 9.)
• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)
• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.
• Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику «Осень»
• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.
• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.
• Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.
Формирование мышления
Цель.
1. Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме - (круглые, овальные, треугольные)
2. Учить заканчивать по смыслу предложения.
3. Закреплять обобщающие слова по темам.
4. Учить пользоваться предметами целевого назначения.
5. Учить составлять и угадывать описательные загадки.
Содержание работы.
• Игра «Сгруппируй предметы по цвету»
• Игра «Сгруппируй предметы по форме»
• Игра «Сгруппируй предметы по размеру»
• Игра «Закончи предложение» -
Я пил молоко из … (чашки);
Я взял зонт, потому что … (идет дождь).
• Игра «Четвертый лишний»
• Игра «Что художник перепутал»
• Отгадай загадку.
• Игра «Назови одним словом»
• Игра «Продолжи - это посуда -… ; это овощи - … ; это ягоды…».
• Настольная игра «Лото - магазин»
• Игра «Подбери предметы необходимые осенью».
Формирование элементарных математических представлений.
Цель.
1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.
2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.
3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.
4. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.
5. учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.
6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.
7. Пространственная ориентировка на столе.
8. Временная ориентировка (утро - завтрак, день - обед, вечер - ужин) .
Содержание работы.
• Игра «Один и много»
• Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов»
• Игра «Принеси несколько предметов»
• Игра «Покажи, каких мало предметов»
• Игра «Блоки Дьенеша»
• С/Игра «Магазин»
• Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»
• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)
• Игра «Найди все цифры (1 2, 3, 4, 5)
• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»
• «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.