Ольга Бадашова
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 5–6 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут Ивановой ХХХХХХ
на 2020-2021 учебный год.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основе АООП для детей с ЗПР.
Настоящий маршрут определяет содержание и структуру деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе с ребенком 5-6 лет на основании заключения ПМПК, носит коррекционно-развивающий характер, составлен с учетом возрастных и специфических особенностей ребенка.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
Цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога: формирование познавательных процессов и способов
умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:
• формирование и совершенствование перцептивных действий;
• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
• развитие внимания, памяти;
• развитие наглядно-образного мышления.
Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: формирование правильного звукопроизношения, развитие понимания речи и формирование собственной грамматически правильной речи.
Задачи специальной логопедической помощи:
• развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха;
• развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения;
• активизация речевой деятельности;
• расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по демонстрируемому действию, картинкам, их сериям;
• обучению навыкам коммуникации: формированию базовых коммуникативных функций, социо-эмоциональных и диалоговых навыков;
• формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
Форма занятий: индивидуальная.
Частота проведения: 1 раз в неделю с учителем-дефектологом
1 раз в неделю с учителем-логопедом
Время поведения: с 15 сентября по 14 мая.
Длительность одного занятия - 20 минут.
Этапы работы:
1. Диагностический этап - проведение углубленной диагностики.
2. Коррекционно-развивающий этап – проведение индивидуальных занятий.
3. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.
Формирование понимания обращенной речи и навыков учебного взаимодействия
- учить выполнять движения по словесной инструкции;
- формировать умение находить предмет по словесному описанию его;
- учить пониманию вопросов (кто, кого, чем, что) и умению их задавать;
- формировать устойчивый пространственно - временной стереотип занятия.
Формирование навыков звукопроизношения, звукового и слогового состава слов:
- Уточнить произношения гласных и согласных раннего онтогенеза: а,у, о, и, ы, м, н, в, ф.
- Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи. - Формировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию.
Артикуляционная гимнастика - Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. - Развивать мимическую мускулатуру.
Звукопроизношение - Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков.
- Формировать правильное произношение звуков.
Работа над слоговой структурой слова
- Проговаривание слов, доступного слогового класса.
-Постепенно увеличивать сложность классов.
Развитие фонематических представлений - учить подбирать слова на заданный гласный звук. - Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки. - учить выделять начальный ударный гласный звук А У И в слогах и словах (Аня, ухо, игры и т. п.).
Лексика - Систематизировать и расширять знания по лексическим темам. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений.
Развитие грамматического строя речи (по всем лексическим темам)
- Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
- Знакомить со способами словообразования.
- Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи. - Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формирование умения употреблять сложные предлоги из-под, из-за.
Обучение связной речи (по всем лексическим темам)
-Учить пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает?
- Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)
- Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем. - Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только диалогической, но и монологической речи. - Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух. Учить составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием наглядного плана, по картинке (по картинкам, по серии картин) - Учить составлять короткие рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным. - Учить пониманию, толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц, загадок. - Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, классификация и обобщения. - Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.
Развитие пространственных, временных и математических представлений. - Учить отражать пространственное положение предметов в речи. Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных простыми предлогами. - Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и использовать в речи прилагательные левее, правее, выше, ниже. - Закреплять в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми. - Ввести в речь слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, короче, длиннее. - Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (заехал, выехал, переехал, отъехал, уехал).
Развитие психических функций и мышления:
- Воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
- Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда).
- Учить запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности.
- Учить выбирать по словесной инструкции предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).
- Учить определять лишний предмет из представленного ряда.
- Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, классификация и обобщения. - Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с учителем-дефектологом к концу учебного года:
— различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;
— определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны на таблицах,
рисунках, столе, листе бумаги;
— уметь поместить и найти предмет по словесному указанию педагога;
— создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, величине) по полной и неполной аналогии;
— употреблять слова, обозначающие изученные свойства (цвет, форму, величину) и расположение предметов в пространстве, в активной речи.
—узнавать и правильно называть пять-шесть растений, произрастающих на участке детского сада и в ближайшем окружении; называть наиболее распространенные растения сада и огорода на рисунках, в природе и по описанию.
—правильно называть пять-шесть изученных видов животных, уметь узнавать их в природе, опираясь на знание основных отличительных признаков;
—правильно называть времена года, их последовательность;
—называть отличительные признаки противоположных времен года (осенью — весной, зимой — летом, осуществлять соотносительный анализ, строить предложения с использованием противительных союзов а,но;
—составлять коллективный рассказ о погоде за один день (на основе
непосредственных наблюдений, по вопросам педагога, по опорным словам);
—уметь составить рассказ о правилах поведения в природе, правилах обращения с домашними животными.
— называть свое полное имя, фамилию, возраст, имена товарищей;
— называть имя и отчество взрослых, работающих в дошкольном учреждении;
— соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;
— рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопросам педагога, задавать такие же вопросы детям;
— называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; к спортивным принадлежностям, спортивной одежде; пассажирскому транспорту.
— уметь описать одну-две игрушки и рассказать о правилах одной-двух
настольных игр;
— соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах.
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с учителем-логопедом к концу учебного года:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними ( в соответствии с изученными лексическими темами: «Домашние животные», «Домашние животные, птицы и их детеныши», «Человек. Части тела», «Зима. Новый год», «Зимние забавы», «Животные жарких стран», «Профессии. Строительство», «Семья», «Детский сад. Профессии», «Защитники Отечества», «Транспорт. ПДД», «Мамин день», «Ранняя весна», «Посуда. Продукты», «Насекомые», «День Победы».
- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и их расположение на теле (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади);
- умеет пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает? Распространять простое предложение прилагательным, использовать простые предлоги.
- умеет отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним или двумя действующими лицами (Дети спят на кроватях. Мама варит гороховый суп.)
- умеет составлять описательные рассказы с опорой на наглядную схему о предметах на материале пройденных лексических тем. - умеет грамотно задавать вопросы, отвечает на вопросы по небольшим текстам. - умеет услышать правильное и искаженное произнесение звука, слова, исправляет ошибку. – правильно использует в речи звуки (с-з, ж-ш, умеет их дифференцировать.
- ориентироваться в пространстве, понимать и использовать в речи предлоги и наречия (право, лево, вверху, внизу, впереди, сзади);