Светлана Юркина
Индивидуальный образовательный маршрут для детей ОВЗ ТНР (тяжелое нарушение речи)
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю: ___/
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Родничок» с. Соузга»
Приказ от 25.08.2021 № 24 - ОД
Индивидуальный маршрут развития
ребенка с ОВЗ (тяжелое нарушение речи)
___
воспитанника средней группы
МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Соузга
на 2021-2022 учебный год
Разработала:
Воспитатель
Юркина С. Н.
Соузга, 2021 г.
Общие сведения о ребенке
Дата рождения: 26.08.2016г.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для детей ОВЗ ТНР (тяжелое нарушение речи)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ф. И. ребенка ___посещает среднюю группу МБДОУ «Детский сад «Родничок» с сентября 2021 года.
Группа здоровья III.
Воспитывается в полной. До поступления в МБДОУ (посещал или не посещал другой детский с ад)
В отношениях с взрослыми и детьми проявляет доброту, дружелюбие, поведение организовано, к лидерству не стремится, проявляет интерес к занятиям, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога, так как допускает много ошибок, на замечание взрослого реагирует адекватно и спокойно.
Развитие общей и мелкой моторики мелкая моторика развита недостаточно, ведущая правая рука.
Математические представления с помощью взрослого называет геометрические фигуры, не соотносит объемную и плоскостную фигуру.
Сформированность пространственно-временных отношений ориентируется в пространстве и времени не в полном объеме (путает понятия право-лево, при назывании времен года, частей суток, дней недели допускает ошибки).
Конструктивный праксис интереса в игры с конструктором не испытывает, постройки самостоятельно совершает неохотно, не достаточно владеет работой с бумагой.
Развитие речи речь затруднена, встречаются ошибки в словах сложного слогового состава. не может выразительно и связно участвовать в диалогической беседе.
Звукопроизношение: характеристика по группам звуков: смешение звуков.
Слоговая структура: нарушена в словах, в предложениях
Лексика: лексический запас не сформирован.
Грамматический строй: ошибки в словоизменении, словообразовании.
Связная речь: по наводящим вопросам.
Интеллектуальное развитие: мыслительные операции не сформированы: затрудняется при исключении четвёртого лишнего предмета на наглядном уровне, классифицирует предметы самостоятельно, подбирает обобщающее слово к ряду предметов с помощью педагога («Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты»). Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция. Целостность восприятия не нарушена. Представления о сенсорных эталонах сформированы в неполном объеме: предметы по форме не соотносит, путает при показе геометрические фигуры; при показе путает основные цвета. Соотносит предметы по величине (большой, маленький, собирает разрезные картинки из 4-5 фрагментов (не видит ошибки, помощь не эффективна, ошибки не исправляет). Собирает пирамидку из 5-6 колец, совершая целенаправленные действия (замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ).
Изобразительная деятельность развита на среднем уровне, владеет кистью, основными приемами лепки
Игровая деятельность предпочитает играть самостоятельно, любимых игр не имеет.
Цель: Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Принципы разработки индивидуального маршрута дошкольника :
1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. работы.
5. Принцип последовательности реализуется в логическом по строении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной, которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.
6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. 7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации : личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
9 Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности, а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, псих коррекции и пр.
10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
11. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
12. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ТНР) Ф. И. ребенка. ___
На период с 01.09.2021г. по 31.08.2022.
Дата заполнения: 01.09.2021г
1. Общие данные
Ф. И. О. ребенка
Дата рождения 26.08.2016г
Год поступления в учреждение 2019г
Сведения о семье: Полная благополучная.
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) ___
Отец (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) ___
Дом. адрес:
Телефон: Республика Алтай, Майминский район, с. Соузга
Воспитатель (ФИО) : Юркина Светлана Николаевна
Специалисты:
Учитель-логопед:
Педагог-психолог:
Медицинская сестра:
Казанцева Анастасия Анатольевна
Оинчинова Марина Валерьевна
Баранова Наталья Владимировна
Группа здоровья III
Режим пребывания ребёнка в ДОУ Полный, 12 часов
Заключение ПМПК от 07.04.2016 г. №3/24-16(1)-К Создание специальных условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью № 760 от 10.03. 2021г.
Рекомендации ПМПК Форма получения образования : создание специальных условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная программа : Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ТНР
Организация пространства: в соответствии с ФГОС
Специальные методы обучения: в соответствии с программой
2. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ___воспитанника средней группы
МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Соузга
Специалист
(ФИО) Направление работы Режим Формы организации коррекционно- развивающей работы
Воспитатели:
Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития, коррекционная работа по ориентированию пространстве в режимные моменты и в совместной образовательной деятельности 12 ч
Учитель-логопед:
Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития 2 раза в неделю Индивидуальные
Педагог-психолог:
Психологическая помощь
- игровое взаимодействие по развитию эмоционально-волевой и познавательных сфер
2 раза в неделю Индивидуальные
Медицинская сестра Обеспечение профилактических мероприятий и назначений врача, мониторинг здоровья ребенка, контроль за психофизическим состоянием
Старший воспитатель Диагностико-прогностическая работа:
- изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей;
- круга общения;
- выявление позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка;
3. Создание «безбарьерной» среды
Условиями построения безбарьерной среды в ДОУ являются
1. Взаимодействие и координация усилий детского сада, семьи, общественности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с целью обеспечения единых целей, задач, содержания деятельности;
2. Оказание постоянной поддержки в освоении образовательного маршрута ребенку и семье воспитанника;
3. Ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;
4. Взаимное доверие и интенсивное взаимодействие ориентирует педагогов и родителей на доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов маленького ребенка, своих обязанностей как воспитателей, а также предусматривает установление эффективного контакта детского сада и семьи, дополнение друг друга в процессе воспитания детей раннего возраста;
5. Конфиденциальность – обеспечивает сохранность информации о ребенке и семье, не разглашение ее без согласия семьи.
Задачи образовательного учреждения при создании без барьерной среды
- Создание уютного, комфортного пространства для всех.
- Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности.
- Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.
4. Специальные условия для получения образования – не нуждается
5. Взаимодействие с внешними социальными партнерами
Организация Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
(возможные)
ПМПК МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Соузга
РМЦ участие в проектировании и организации образовательного процесса
оказывают консультативную и просветительскую помощь ДОУ
совместный междисциплинарный консилиум
проведение обучающих семинаров, консультирование, вебинары, КПК и т. д
6. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок Задачи Формы реализации Ответственный
Мониторинговые задачи • Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
• Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы • Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ
• Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка
Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса Специалисты ПМПк
Специалисты ПМПк
Председатель ПМПк
Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода
Воспитательные задачи • Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
• Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
• Воспитание положительных личностных качеств
• Совместная работа специалистов в этом направлении
• Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем
• Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий
направленных на решение задач социально-коммуникативного развития Воспитатели
Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка
Образовательные задачи • Развитие познавательной активности ребенка
• Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
• Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей. • Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ
• Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями
• Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики
• Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.
6. Освоение образовательной программы : - Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ТНР.
Цель:
Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка
Задачи:
- развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность ребенка;
- расширять понимание речи детьми;
- развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать ребенка взаимодействию с окружающими, взрослыми и сверстниками;
- учить ребенка отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий ребенка);
- формировать элементарные общие речевые умения.
Календарно-тематическое планирование работы
на 2021-2022 учебный год
Месяц Темы Формы и виды работы
Сентябрь «Овощи»
Дифференциация звуков 1. Игра «Овощи» Цель: Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей
2. Игра «Четвертый лишний» Цель: учить узнавать и называть фрукты и овощи.
3. Разрезные картинки «Овощи» Цель: воспитывать усидчивость развивать мелкую моторику рук.
4. «Найди два одинаковых овоща» Цель: развитие внимания
5. Игра-драматизация «Мы пришли на огород»
Дифференциация звуков- карточка№ 1
Дифференциация звуков- карточка № 2
Дифференциация звуков - карточка № 3
Октябрь «Фрукты, ягоды»
«Грибы»
«Деревья, кустарники»
Дифференциация звуков 1Д/и. «Сортировка». Цель : учить различать фрукты, ягоды и называть их.
2. Д / и. «Съедобные и не съедобные грибы» Цель: расширять словарный запас.
3. Рассматривание альбома «Кустарники и деревья Горного-Алтая»
Дифференциация звуков- карточка - № 4
Дифференциация звуков - карточка - № 5
Дифференциация звуков - карточка № 2
Ноябрь «Одежда»
«Обувь, головные уборы»
«Животные»
Дифференциация звуков 1. Д / и «Одень куклу на прогулку» Цель :учить называть и проговаривать элементы гардероба (одежда, обувь, головные уборы).
.
3. Рассматривание сюжетных картинок. Цель: учить описывать одежду, закреплять знание цветов.
4. Д / и. «Кто как кричит» Цель: закреплять знания о диких и домашних животных, развивать умение чётко проговаривать звуки
Дифференциация звуков - карточка№ 5
Дифференциация звуков - карточка № 6
Дифференциация звуков – карточка № 3
Декабрь «Зима»
«Семья»
«Новый год»
Дифференциация звуков 1. Рассматривание альбома «Времена года» , Цель: узнавать время года по приметам изображённым на картинках.
2. Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…» Цель: развивать мелкую моторику рук, чётко проговаривать слова.
3. Д / и. «Наряди ёлку» Цель: продолжать пополнять словарный запас, развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.
4. Заучивание стихотворения «Наша елка» Е. Благинина
Дифференциация звуков- карточка№ 7
Дифференциация звуков - карточка № 8
Дифференциация звуков - - карточка № 3
Дифференцация звуков карточка № 5
Январь «Дом»
«Мебель»
«Посуда»
Дифференциация звуков 1. Д / и. «Кто где живёт» Цель: учить находить среду обитания животных, пополнять словарный запас.
2. Д / и. «Что для дома нужно» Цель: учить находить предметы быта человека, пополнять словарный запас.
3. Д / и. «Раздели по определению посуда, мебель» Цель: учить разделять группы предметов по определению посуда, мебель, обогащать словарный запас, закреплять умение чётко произносить звуки.
Дифференцация звуков- карточка № 9
Дифференциация звуков- карточка№ 10
Дифференциация звуков - карточка № 2
Дифференциация звуков - карточка № 4
Февраль «Детский сад»
«Мебель»
«Комнатные растения»
Дифференциация звуков 1. Д / и. «Ассоциации» Цель: учить подбирать предметы к той или иной профессии, расширять словарный запас.
2. Рассматривание альбома «Комнатные растения» Цель: учить чётко выговаривать звуки.
3Д / и. «Раздели по определению посуда, мебель» Цель: учить разделять группы предметов по определению посуда, мебель,
5. Игра «Четвертый лишний» Цель: учить узнавать и называть фрукты и овощи.
6. Разрезные картинки «Овощи» Цель: воспитывать усидчивость развивать мелкую моторику рук.
Дифференциация звуков- карточка№ 11
Дифференциация звуков - карточка № 12
Дифференциация звуков - карточка № 6
Март
«Мамин праздник»
«Первоцветы»
Дифференциация звуков 1. Разучивание стихотворения «Мама спит она устала» Цель: развивать память, речь.
2. Рассматривание альбома «Первоцветы Горного-Алтая» Цель: расширять знания о родном крае, закреплять умение чётко произносить звуки в словах.
Дифференциация звуков- карточка № 13
Дифференциация звуков- карточка№ 14
Дифференциация звуков - карточка № 9
Дифференциация звуков- карточка № 7
Апрель «Насекомые»
«Дом»
Дифференциация звуков
1Д / и. «Третий лишний» Цель: учить различать птиц и насекомых, развивать внимание, речь.
2. Рассматривание альбома «Насекомые» Цель: знакомить с разновидностями насекомых.
4. Д / и. «Кто где живёт» Цель: учить находить среду обитания животных, пополнять словарный запас.
5. Д / и. «Что для дома нужно» Цель: учить находить предметы быта человека, пополнять словарный запас.
Дифференциация звуков - карточка № 15
Дифференциация звуков - карточка № 17
Дифференциация звуков - карточка № 8
Май
«Лето»
«Мебель»
«Овощи, фрукты»
Дифференциация звуков 1. Д / и. «Признаки лета» Цель: учить находить картинки с признаками лета, развивать речь, пополнить словарный запас.
2. Д / и. «Раздели по определению посуда, мебель» Цель: учить разделять группы предметов по определению посуда, мебель,
3. Игра «Четвертый лишний» Цель: учить узнавать и называть фрукты и овощи.
5. Разрезные картинки «Овощи» Цель: воспитывать усидчивость развивать мелкую моторику рук.
Дифференциация звуков- карточка № 2
Дифференциация звуков - карточка № 7
Дифференциация звуков - карточка № 10
Дифференциация звуков - карточка № 15